
Лидеры стран - участниц БРИКС поддержали всеобъемлющую реформу Организации Объединенных Наций (ООН), в том числе ее Совета Безопасности, для повышения демократичности, представительности и эффективности. Соответствующая позиция отражена в принятой по итогам саммита БРИКС Казанской декларации.
Документ содержит 134 пункта на 43 страницах. Среди основных тем - дальнейшее развитие объединения, позиция по различным глобальным проблемам, санкции, урегулирование региональных кризисов, в том числе на Украине и на Ближнем Востоке.
Доцент Финансового Университета при Правительстве РФ, кандидат политических наук Александр Коньков отмечает, что «БРИКС уже стал альтернативой не только «семерки», но и другим продвигаемым Западом форматам, поскольку БРИКС превращается в полноценную «десятку». Но дело даже не в самих членах БРИКС, которые впервые встретились в Казани в новом составе, а дело в интересе, которое проявляют к БРИКС большинство государств мира. Они всячески подчеркивают свое стремление вступить в организацию, что предопределило сейчас введение нового формата государств-партнеров БРИКС. А ряд стран, не являющихся членами БРИКС, просто заинтересованы в сотрудничестве с ним, и их представители прилетели в Россию, и участвуют в расширенном формате. Все это показывает, что БРИКС состоялся как альтернативный механизм глобального взаимодействия в противовес навязываемым Западом вертикально-интегрированным структурам, где принимаются и спускаются решения, принятые в США».
В свою очередь профессор МГИК Михаил Смолин считает, что «в финансовом плане БРИКС уже становится одной из альтернатив в мире потому, что переход в расчетах во внутренних валютах - вещь очень перспективная. Но в политическом плане консолидация - гораздо более сложна. А в экономике очень многие страны БРИКС выступают за то, чтобы создать альтернативу долларовой системе».
Касаясь экономического взаимодействия в рамках БРИКС, Михаил Смолин обращает внимание на то, что «на саммите БРИКС в качестве предварительного шага уже продемонстрировали новую общую валюту, и перспективе БРИКС может создать свою валюту, которая может восприниматься как элемент платежной системы. Другой вопрос, насколько на это среагируют национальные экономики. Пока мы не видим конкретной договоренности среди стран БРИКС по отказу от своих национальных валют и переходу на общую валюту. Видимо, было бы неправильно отказаться от своих национальных валют, но ввести какую-то платежную систему внутри стран БРИКС – это вещь вполне перспективная».
Эксперт также считает, что «экономическая интеграция внутри стран БРИКС может вполне развиваться, поскольку многие страны стремятся войти в это объединение, а значит, видят для себя дополнительные финансовые и экономические возможности. Но политически такие государства как ЮАР, Бразилия или не вошедшая, но хотевшая войти Аргентина - разные страны. Не говоря уже о Турции, которая вообще член НАТО, но она тоже была представлена в Казани в качестве наблюдателя, и рассуждает, что хочет присмотреться к этому объединению . Другими словами, здесь совершенно разные государства видят для себя преимущества смогут договориться по экономическим вопросам, а вот политический союз - гораздо более сложная тема».
Александр Коньков также подчеркнул, что «БРИКС изначально больше строился не столько как политическое объединение, сколько как экономическое объединение. Идея БРИКС заключалась в том, что объединялись за одним столом государства, у которых были схожие темпы экономического роста, и задача была их стимулировать и развить глобальное взаимодействие. Эта экономическая природа продолжает лежать в основе сотрудничества в рамках БРИКС. А все политические механизмы являются надстройкой поверх стремления государств-участников и тех, кто проявляет интерес, выстраивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество, свободное от различного рода санкций».