6 июня при содействии посольства Израиля в России в Третьяковской галерее (ГТГ) открывается выставка "Русское искусство в коллекции Марии и Михаила Цетлиных". Имя этих людей – меценатов из России, стоявших у истоков культуры русского зарубежья, – носит единственный в Израиле Музей русского искусства.
Музей возник в 1959 году, когда жившая в США Мария Цетлина (1882-1976) привезла свою коллекцию в Израиль и передала ее государству. Дар был связан с памятью издателя и общественного деятеля Михаила Цетлина (1882-1945).
Супруги Цетлины встретились во Франции, где оба в начале ХХ века оказались в качестве политэмигрантов: образованные выходцы из богатых семей с юности приобщились к российскому революционному движению и вступили в партию эсеров.
В 19 году в честь свадьбы Михаил Цетлин заказал портреты жены двум крупным мастерам – русскому живописцу Валентину Серову и французскому скульптору Антуану Бурделю. Работа Бурделя теперь хранится в Пушкинском музее (Москва), а картина Серова украшает музей Рамат-Гана, начинавшийся с этих двух портретов.
В Москву израильтяне привезли в основном графику Серебряного века и авангарда. Собрание Цетлиных складывалось в Париже, где в их доме бывали многие русские писатели и художники: наезжавший во Францию Максимилиан Волошин и постоянно живший там Николай Тархов, почти не известная в России Маревна (Мария Воробьева-Стебелькова) и знаменитая Наталия Гончарова.
С последней, как и с ее мужем Михаилом Ларионовым, с 61 target=_blank> Александром Бенуа или Дмитрием Стеллецким, Цетлиных связала дружба уже в "белоэмигрантские" времена: вернувшись после Февральской революции в родную Москву, через год супруги вновь уехали во Францию, не приняв политику большевиков.
В 1920-30-е годы квартира Цетлиных в Париже слыла известным литературным салоном русской эмиграции: там бывали Куприн и Мережковский, Гиппиус и Бунин, Тэффи и Ходасевич.
Цетлины не были коллекционерами в общепринятом смысле, не собирали шедевры старых мастеров, но заказывали семейные портреты своим друзьям-художникам, покупали у них картины. Все завсегдатаи парижского дома, как и наполнявшие его произведения искусства, были связаны с Россией.
Таковы созданные Гончаровой эскизы костюмов к "Русским балетам" Сергея Дягилева или написанные для Цетлиных панно Стеллецкого "Времена года", вдохновленные искусством Древней Руси.
Вторая мировая война вновь превратила меценатов в беженцев – конец жизни Цетлины провели в США.
По материалам РИА "Новости"
Музей возник в 1959 году, когда жившая в США Мария Цетлина (1882-1976) привезла свою коллекцию в Израиль и передала ее государству. Дар был связан с памятью издателя и общественного деятеля Михаила Цетлина (1882-1945).
Супруги Цетлины встретились во Франции, где оба в начале ХХ века оказались в качестве политэмигрантов: образованные выходцы из богатых семей с юности приобщились к российскому революционному движению и вступили в партию эсеров.
В 19 году в честь свадьбы Михаил Цетлин заказал портреты жены двум крупным мастерам – русскому живописцу Валентину Серову и французскому скульптору Антуану Бурделю. Работа Бурделя теперь хранится в Пушкинском музее (Москва), а картина Серова украшает музей Рамат-Гана, начинавшийся с этих двух портретов.
В Москву израильтяне привезли в основном графику Серебряного века и авангарда. Собрание Цетлиных складывалось в Париже, где в их доме бывали многие русские писатели и художники: наезжавший во Францию Максимилиан Волошин и постоянно живший там Николай Тархов, почти не известная в России Маревна (Мария Воробьева-Стебелькова) и знаменитая Наталия Гончарова.
С последней, как и с ее мужем Михаилом Ларионовым, с 61 target=_blank> Александром Бенуа или Дмитрием Стеллецким, Цетлиных связала дружба уже в "белоэмигрантские" времена: вернувшись после Февральской революции в родную Москву, через год супруги вновь уехали во Францию, не приняв политику большевиков.
В 1920-30-е годы квартира Цетлиных в Париже слыла известным литературным салоном русской эмиграции: там бывали Куприн и Мережковский, Гиппиус и Бунин, Тэффи и Ходасевич.
Цетлины не были коллекционерами в общепринятом смысле, не собирали шедевры старых мастеров, но заказывали семейные портреты своим друзьям-художникам, покупали у них картины. Все завсегдатаи парижского дома, как и наполнявшие его произведения искусства, были связаны с Россией.
Таковы созданные Гончаровой эскизы костюмов к "Русским балетам" Сергея Дягилева или написанные для Цетлиных панно Стеллецкого "Времена года", вдохновленные искусством Древней Руси.
Вторая мировая война вновь превратила меценатов в беженцев – конец жизни Цетлины провели в США.
По материалам РИА "Новости"
Актуально