
На этой неделе хорватское издание Advance опубликовало большую статью под названием «От соперничества к сотрудничеству: как Арктика объединила Россию и Канаду». В статье содержится немало трезвых мыслей по поводу того, как Арктику превратить из зоны соперничества в зону сотрудничества, т. е. то, о чем постоянно говорит Москва.
Несмотря на то, что членство стран-участниц Арктического совета (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции) подразумевает многостороннее сотрудничество внутри этого объединения, и по идее Россия должна стать партнером той же Канады, нашу страну здесь по-прежнему рассматривают как потенциальную угрозу для канадского суверенитета и интересов в арктическом регионе. Во многом, судя по всему, это объясняется тем, что Канада является членом НАТО и входит в Командование воздушно-космической обороны Северной Америки, а также тесным союзником США, которые как раз не хотят видеть в России партнера по сотрудничеству в Арктике.
Что это действительно так, говорят факты. Как сообщало в свое время издание Forbes, еще в конце лета Соединенные Штаты начали развертывание в Арктике, в частности на своих базах в Норвегии и Великобритании, стратегических бомбардировщиков В-52 и атомных подводных лодок. Военные эксперты тут же отметили, что Вашингтон явно готовится к баталиям в Арктике и не намерен уступать Москве влияние в этом регионе. Видимо, именно с этой целью США упорно стремятся купить Гренландию и тем самым лишить Данию статуса арктической державы. В целом же, по мнению экспертов, нынешнее противостояние в Арктике во многом напоминает возвращение к временам холодной войны.
Активизируются в Арктике не только США, но и их союзники по НАТО, в частности Британия, Дания и Норвегия. Именно по этой причине в последнее время участились в данном регионе военные учения Североатлантического альянса с участием этих стран. Последние их учения прошли всего месяц назад. А где учения – там и дополнительная напряженность обстановки. И об этом следовало бы помнить в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Не случайно же в этой связи авторитетное британское издание TheEconomist предупреждает: «Америка и Британия играют с огнем в Арктике». А игра с огнем, заметим, вещь всегда опасная и может привести к непредсказуемым последствиям. Особенно с учетом того, что в Арктический совет входят и ведущие мировые ядерные державы – Россия и США.
Отметим, что цена вопроса в противостоянии НАТО, в первую очередь США, и России в этом регионе исключительно высока: по оценкам ученых, в Арктике может находиться до четверти потенциальных мировых ресурсов нефти и газа. А борьба за энергетические сырьевые ресурсы – сегодня одна из острейших на планете. Не менее острая проблема Арктического региона – споры о полномочиях тех или иных государств относительно Северного морского пути (СМП). Кстати, благодаря этой транспортной артерии можно вдвое сократить путь из Юго-Восточной Азии в Европу и сэкономить миллиарды долларов. Понимая это, США настаивают на интернационализации СМП и сокращении влияния в нем России и Китая.
Американские эксперты вообще пугают соотечественников «кошмаром» в виде союза России и Китая. Причем Америка боится не только экономических последствий российско-китайского сотрудничества в рамках освоения СМП, но и прямой военной угрозы, которую якобы могут представить противоракетные системы и флоты двух главных оппонентов США в этом регионе. Не случайно же американское аналитическое издание The National Interest опубликовало не так давно статью, в которой перспектива совместного российско-китайского вызова американским интересам в Арктике была названа не иначе, как «ночным кошмаром» Вашингтона.
При этом обозреватель данного издания Майкл Лайонс сделал вывод, что США совершенно не готовы противостоять арктическим планам Москвы и Пекина. В качестве главного аргумента The National Interest приводит аргумент, что Россия имеет в Арктике 40 ледоколов, тогда как США – только два, да и то устареших. Пугают американцев и планы Москвы создать арктический оборонный щит, который будет сдерживать амбиции Вашингтона в регионе. Но, как говорится «у страха глаза велики». Россия уже не раз заявляла, что никому в Арктике угрожать не собирается и лишь укрепляет свои рубежи в целях защиты национальных интересов.
Напомним, что 5 марта 2020 года президент Владимир Путин утвердил основы государственной политики России в Арктике до 2035 года. К основным национальным интересам страны в Арктическом регионе отнесены в том числе обеспечение суверенитета и территориальной целостности, сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства. Так что все действия нашей страны в этом регионе строго регламентируются ее законами, интересами национальной безопасности и не нарушают международного права.
Здесь следует отметить, что в северных регионах нашей страны проживает больше населения и находится больше инфраструктурных объектов, чем у остальных арктических держав. В этой связи совсем не удивительно, что Россия прилагает большие усилия, чтобы закрепиться в Арктике, в частности, требуя признать ее суверенитет над спорным хребтом Ломоносова. Если ее требование будет удовлетворено, Россия расширит владения в Арктическом регионе на сотни километров от своей северной сухопутной границы, и тем самым подтвердит мировое лидерство в области развития Севера.
Примечательно, что в 2021-2023 годах в Арктическом совете председательствовать будет именно Россия. Отметим, что страна-председательница отвечает за организацию встреч и определяет общие темы для работы Совета. Председательство к нашей стране перейдет от Исландии. Эта страна придерживается принципа устойчивого развития, а также продвигает идею о необходимости тесного сотрудничества между государствами Севера.
В этой связи уместно сказать, что в сентябре в Северной столице состоялся конгресс «Россия в Арктическом совете. Потенциал Санкт-Петербурга». Выступая на этом форуме, посол по особым поручениям МИД России, Старшее должностное лицо Арктического совета от Российской Федерации Николай Корчунов заявил, что наша страна будет действовать в аналогичном Исландии русле и вести линию на ответственное управление Арктическим регионом. По его утверждению, в предстоящие два года планируется больше всего уделить внимания проблематике устойчивого развития, так как, по словам Корчунова, «устойчивое развитие это единственная политика, которая сочетает в себе три фактора: социальный, экономический и природоохранный, и не ведет к накоплению экологического ущерба».