
На минувшей неделе глава ВМС США Кеннет Брейтуэйт (U.S. Navy Secretary Kenneth J. Braithwaite) заявил об инициативе под названием «Грозное устрашение» (Formidable Deterrence). В ее рамках предполагается создать в американских ВМС новый 1-й флот с базой в Сингапуре, который будет действовать в Индийско-Тихоокеанском регионе (ИТР). О своем намерении Брейтуэйт заявил, выступая на ежегодном симпозиуме Лиги военных субмарин в Арлингтоне (штат Вирджиния), сообщает американское издание Sea Power magazine.
«Мы хотим разместить новый флот на перекрестке путей между Индийским и Тихим океанами», – пояснил глава ВМС США. Считается, что в зону ответственности нового соединения может войти акватория, находящаяся сейчас под контролем 7-го флота США. «Если мы действительно хотим создать Indo-Pacom (командование США в Индийско-Тихоокеанском регионе - прим. ред.), то мы не можем полагаться только на наш 7-й флот, базирующийся в Японии», - добавил Кеннет Брейтуэйт. Как заявляют в Пентагоне, главной причиной создания нового флота является количественный и качественный рост Военно-морских сил Китая. Не случайно же планируемому флоту присвоен оперативный 1-й номер, что говорит о важности для Вашингтона данного региона и серьезности «угрозы» со стороны Пекина.
Правда, как считают некоторые эксперты, планы Брейтуэйта создать новый флот в ИТР не стоит воспринимать слишком серьезно, поскольку нынешний глава ВМС США является человеком Дональда Трампа. В случае же прихода к власти только что избранного президента Джо Байдена, Брейтуэйт может быть отправлен в отставку, а следовательно, не исключено, что идею создания 1-го флота могут положить под сукно и она так и останется нереализованной.
Действительно, по словам самого Брейтуэйта, он этот вопрос даже не обсуждал с новым министром обороны Кристофером Миллером. К тому же планы главы ВМС США не подкреплены и конкретными делами, в частности расширением кораблестроительной программы, реализуемой в США. Это может говорить только о факте развертывания не флота как такового, а лишь командно-управленческого звена, задачей которого является решение оперативных вопросов деятельности подчиненных сил. А вот этому управленческому звену позже и будут приданы или подчинены боевые, тыловые части и соединения ВМС. Речь может идти о передаче 1-му флоту сил, ныне базирующихся на Гуаме, Окинаве и Южной Корее.
Однако, как бы то ни было, громкие заявления Кеннета Брейтуэйта в полной мере соответствуют нынешнему духу противостояния Соединенных Штатов и Китая и вполне вписываются в принятую в январе 2018 года Стратегию национальной обороны США, которая концентрируется на долгосрочном стратегическом соперничестве с Россией и Китаем.
Вашингтон серьезно озабочен ростом как экономической, так и военной мощи Пекина. По неоднократным заявлениям американских высокопоставленных лиц, включая и действующего президента Трампа, именно Китай в настоящее время является соперником США номер один в мире. Какова будет политика по отношению к Китаю будущего главы Белого дома Джо Байдена – пока сказать трудно. Как заявляет глава будущей американской администрации, он собирается не столько наказать Китай за его поведение, сколько заставить его играть по правилам. По словам Байдена, существуют красные линии, за которые китайцы не должны выходить. Как считают эксперты, избранный президент Америки постарается сохранить торговую сделку с КНР, но не пойдет на уступки по Тайваню и Южно-Китайскому морю, что может сохранить напряженность в ИТР, которая наблюдается сегодня.
В свою очередь в Пентагоне уверены, что их озабоченность в отношении роста мощи Народно-освободительной армии Китая (НОАК) имеет под собой все основания. Так, американские военные считают, что, к примеру, ВВС Китая обошли в своем развитии ВКС России, также быстро увеличивается и модернизируется военно-морской флот Поднебесной. Причем данный факт не скрывают и в самом Китае.
В этой связи в Минобороны США заявляют о готовности увеличить количество авиационных противокорабельных ракет из расчета пять ракет на новый китайский военный корабль. Пентагоном анонсировано развертывание морской пехоты на островах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей для возможных действий в регионе. Кроме того, на днях командующий американскими Военно-воздушными силами в ИТР генерал Кеннет Уилсбэк заявил, что США следует разместить в этом регионе гиперзвуковые вооружения после завершения их разработки.
Отметим, что отношения между Соединенными Штатами и КНР в последнее время продолжают ухудшаться, причем оба государства не намерены уступать друг другу. Таким образом, вполне вероятно, что Вашингтон и Пекин и дальше продолжат наращивать свои вооружения быстрыми темпами, в том числе и в ИТР. Причем Соединенные Штаты стремятся привлечь в орбиту противостояния с Китаем другие страны, в частности Австралию, Японию, Индию и Сингапур. Недавние учения «Малабар» (Malabar-2020) в Бенгальском заливе с участием ВМС США, Японии, Индии и Австралии – наглядное тому подтверждение. Участники заявляли, что их задача – укрепить стабильность в ИТР, но фактически маневры были нацелены против КНР, которая рассматривается этими странами как геополитический противник.
Не случайно же Кеннет Брейтуэйт, выступая в Арлингтоне, заявил, что «нам надо обратить внимание на других наших союзников, таких как Сингапур или Индия, и разместить новый флот там, где он мог бы оказаться очень к месту, случись что». Отметим, об этом плане глава ВМС США заявил вскоре после визита в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Сингапур, где он провел ряд встреч с официальными лицами, обсуждая усиление американского военно-морского присутствия.
Вполне объяснимо, что попытки Вашингтона создать в данном регионе своего рода «азиатское НАТО» не могут не беспокоить Пекин. Если следовать публикации в газете «Хуаньцю шибао», китайская сторона весьма озабочена, в частности, сближением военного сотрудничества США, Японии и Австралии. В Китае заявляют, что в США по-прежнему сохраняется менталитет времен холодной войны, а Вашингтон неоправданно продолжает твердить о «китайской угрозе», что только мешает нормализации американо-китайских отношений и вынуждает Пекин идти на ответные меры.