
На прошлой неделе, точнее 12 декабря, подводный ракетный крейсер стратегического назначения (РПКСН) Тихоокеанского флота проекта 955 класса «Борей» «Владимир Мономах» произвел залповый пуск сразу четырех ракет Р-30 «Булава» из 50 метровой глубины Охотского моря. Ракеты пролетели 5,5 тысячи километров, и их боеголовки попали точно в цель на полигоне Кижа заполярного полуострова Ямал. Об этом сразу же после завершения стрельбы президенту России Владимиру Путину доложил министр обороны Сергей Шойгу, сообщив Верховному главнокомандующему о завершении тренировки стратегических ядерных сил.
Залповый пуск «Булавы» был не единственным испытанием стратегических сил сдерживания России. За несколько дней перед ним, 9 декабря, прошел пуск баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» с борта атомного подводного крейсера Северного флота с бортовым номером К-18 «Карелия», проекта 667БДРМ класс «Дельфин». Ракета была запущена тоже из подводного положения, с традиционной глубины 50 метров, но из акватории Баренцева моря и по камчатскому полигону Кура. Туда же в тот же день была запущена еще одна стратегическая ракета РС-24 «Ярс». Но с наземного подвижного комплекса и с полигона Плесецк, что в Архангельской области.
В этот же день были осуществлены и пуски стратегических крылатых ракет воздушного базирования Х-101 и Х-555 (переоборудованные в неядерный вариант стратегические ракеты Х-55) по полигонам Кура (это Камчатка, как мы уже упоминали) и Пембой (он расположен в заполярной тундре Республики Коми). Это сделано с дальних бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС, вылетевших с аэродромов Энгельс (Саратовская область) и Украинка (Приморский край).
Каждый такой пуск, каждая тренировка в применении экипажами подводных кораблей, стратегических бомбардировщиков и расчета грунтового подвижного комплекса «Ярс» своего самого грозного оружия имел свои особенности. Например, ракеты Х-555 с самолетов Ту-160 и Ту-95МС в ноябре 2015 года применялись в военной операции ВКС России в Сирии. Выпустив по террористам запрещенного у нас в стране «Исламского государства» 34 боезаряда и поразив высокозащищенные цели боевиков в виде подземных заводов по ремонту боевой техники, их штабы, лагеря подготовки и переподготовки, пункты управления, они произвели большой фурор на ближневосточном фронте. Продемонстрировали мощь российской стратегической авиации, которая совершила беспосадочный перелет с отечественных аэродромов через Каспийское море и Иран, получила в воздухе целеуказание и высокоточным ударом уничтожила порученные ей объекты. И опять же, дозаправившись в воздухе, вернулись на аэродром вылета в Моздок.
Интересные детали сообщают коллеги и о подводных пусках морских баллистических ракет. К примеру, согласно открытым данным, перед этим пуск жидкостной баллистической ракеты «Синева» с подлодки К-18 «Карелия» из глубины был произведен чуть больше года назад – в октябре 2019 года. А вот залповый пуск твердотопливной ракеты «Булава» из акватории Охотского моря с борта РПКСН «Владимир Мономах» был произведен вообще впервые. Это кажется странным. Ведь стратегические подводные крейсера 955 проекта класса «Борей» «Александр Невский» с бортовым номером К-550 и «Владимир Мономах», бортовой номер К-551, принятые в состав Тихоокеанского флота еще в 2013-м и 2014 году ни разу до нынешнего декабря не стреляли из Охотского моря по полигону Кижа, с востока – на запад. Все стрельбы штатной ракетой «Булава» они проводили после выхода с завода и перед принятием в состав ВМФ на Северном флоте. Причем летом 2015 года экипаж РПКСН «Владимир Мономах» уже производил залповый пуск ракет. Но, правда, только двух. А его собрат «Александр Невский» стрелял сразу четырьмя ракетами в мае 2018-го. И тоже из подводного полигона Северного флота по полуострову Камчатка.
Почему так? По словам неназванных источников, причин было несколько. Во-первых, не готова была система снятия телеметрических данных, которая должна отслеживать полет ракеты с востока страны на запад. Система телеметрии для контрольных измерений полета ракет с запада на восток, расположенная по побережью Северного Ледовитого океана, работает давно и исправно. Все испытательные полеты с акватории Белого и Баренцева морей, а также с полигона Плесецк в сторону полигона Кура фиксируются очень четко. А вот станций, которые должны это делать по другой траектории - через сибирскую тайгу и Заполярье - не хватало. Теперь они есть, и полет ракет с востока на запад перестал быть анонимным, а значит, неприемлемым.
Во-вторых, решена еще одна техническая проблема. Дело в том, что в Вилючинске, на Камчатке, где базируются РПКСН 955 проекта, не был оборудован причал и соответствующее крановое хозяйство для перезагрузки твердотопливных ракет Р-30 «Булава». Не было на Тихоокеанском флоте и судна-перевозчика ракет, которое также может осуществлять эту сложную и трудоемкую операцию. Получалось так, что выстрелит «Борей» «Булавой», а для её замены надо идти на Север, где и причал, и такое судно было и есть. Теперь, судя по тому, как щедро отстрелялся «Владимир Мономах», все эти проблемы на Тихоокеанском флоте решены. По сведениям из открытой печати, у России в эксплуатации находятся уже три судна проекта 20183, которые могут решать задачи транспортировки и перезаряжания ракет на РПКСН, строятся еще два.
Но это еще далеко не все новости, которые проистекают из сообщения о последней в этом году тренировке отечественных стратегических сил сдерживания. Хочется обратить внимание на высочайшее профессиональное мастерство экипажей наших РПКСН. В данном случае «Владимира Мономаха». Это только звучит просто «произведен залповый пуск ракет из подводного положения». Знающие люди понимают, какая это сложная задача и сколько мастерства она требует, чтобы пустить ракету и в буквальном смысле слова не утопить подводную лодку.
Ведь каждый выход ракеты из шахты под водой на глубине 50 метров это сильнейший удар по ее корпусу. Представьте, как вылетает 40-тонная ракета, выброшенная из глубины сжатым воздухом, и какой сейсмический толчок получает при этом сама АПЛ - это почти что землетрясение силой до 5-6 баллов. А может, и больше. А когда один за другим четыре таких толчка?! Каким мастерством должен обладать экипаж, чтобы удерживать лодку, что называется, на киле, не провалиться вместе с ней в бесконечную глубину, выдержать этот страшный толчок - сверху вниз. И быть готовым к новым пускам. Это и высочайший профессионализм, и закалка характера, и стрессоустойчивость, и все остальное, что характеризует наших ассов-подводников.
И, конечно, нельзя не сказать несколько слов о ракете «Булава», для которой последние пуски были 38-ми по счету. Многие помнят, сколько критики раздавалось в отечественных СМИ в адрес конструкторов Московского института теплотехники во главе с ныне академиком РАН, Героем труда и лауреатом Государственной премии Юрием Соломоновым, создателей этой ракеты, когда ее пуски были неудачными. По той или иной причине. Кстати, эти причины ни разу не повторялись. Что свидетельствовало о надежности конструкции и ошибках завода, который производил сборку ракеты. Тем не менее, как только не называли коллектив МИТа недоброжелатели и конкуренты. Самое мягкое слово «бездарные». И что говорит статистика? Из 38 пусков только семь были неудачными. То есть 82 процента абсолютного успеха. Таких высоких показателей не добивалось за всю историю нашей страны ни одно конструкторское бюро ракетостроения.
И сегодня ракетой Р-30 «Булава», которых по 16 на каждом крейсере, обеспечены все четыре РПКСН класса «Борей», которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флотов – «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Князь Владимир». В дополнение к ним строятся еще четыре АПЛ по модернизированному проекту 955А, и они тоже будут вооружены «Булавой». 128 ракет Р-30 с шестью-десятью ядерными боеголовками на каждой вместе с наземной и воздушной составляющей стратегических сил сдерживания надежно защитят суверенитет, независимость и национальные интересы нашей страны.
И последнее. По месту, а не по значению. За заключительной тренировкой российских стратегических сил сдерживания, безусловно, очень внимательно наблюдали на Западе. В первую очередь в США. Мы, как добросовестные партнеры Вашингтона по Договору СНВ-3, как и положено - заблаговременно предупредили их о времени и местах пусков своих ракет. И для того, чтобы у них не было излишней паники, и для того, чтобы они могли подготовиться следить за нашими пусками (так записано в договоре и для нас, и для них). И, конечно, для того, чтобы они задумались, надо ли им продлевать это соглашение или, бог с ним, обойдемся без взаимных предупреждений и взаимного контроля. Будем играть друг у друга на нервах. К чему это может привести, гадать не станем.
И самое последнее. Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев не так давно говорил, что к концу этого года на боевое дежурство будут поставлены ещё два стратегических ракетных комплекса «Авангард» с боевыми гиперзвуковыми планирующими блоками, которые невозможно перехватить ни одной системой ПРО - что нынешней, что перспективной. У нас будет уже четыре таких комплекса.
Это не угроза, как и прошедшие заключительные тренировки сил стратегического сдерживания, - это предупреждение. Не надо нас пугать «усилением НАТО и группировкой кораблей США в Черном море» или где-либо ещё - давайте договариваться. На равных и к общей пользе для нас и для мира.