
Национальная судебная коллегия Испании прекратила расследование якобы имевшего место вмешательства России в каталонский сепаратистский кризис. По сообщению газеты El Diario, это решение принято, поскольку никаких доказательств предполагаемого вмешательства России в дела Испании, связанные каталонским кризисом, не найдено.
Собственно, с самого начала в России никто и не сомневался, что в конце концов всё примерно так и закончится. В российском МИДе в своё время назвали «нездоровым» интерес ряда испанских СМИ к вопросу о «влиянии» России на кризис в Каталонии. Так или иначе, те, кто затеял эту фейковую игру, посрамлены. Как говорится, трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет.
Тем не менее, кому-то это было нужно. Diario сообщила, что дело о «русском вмешательстве» было открыто в ноябре 2019 года после некоего отчета полиции. В нем были сведения, будто Россия имеет отношение к референдуму о независимости Каталонии, который был проведен 1 октября 2017 года и который официальным Мадридом был объявлен незаконным. (Позже его организаторы были осуждены на тюремное заключение. А руководитель каталонского правительства Карлес Пучдемон, который инициировал проведение референдума о независимости Каталонии, бежал из страны и был объявлен в розыск.) Расследование шло секретно. Спустя девять Национальная судебная коллегия все же прекратила его, взяв во внимание позицию прокуратуры, которая сочла недостаточными и неубедительными «факты», предоставленные полицией. И как, собственно, могло быть, если всё зиждилось на показаниях некоего осведомителя и публикациях в СМИ? Было бы смешно, конечно, если бы речь не шла о межгосударственных отношениях Испании и России, которые никак не улучшились от раскручивания в Испании подобной фейковой кампании.
Если обратиться к публикациям в испанской прессе периода каталонского кризиса, то можно без труда увидеть целую серию материалов, которые убеждали читателей в том, что Россия активно «проникает в каталонский кризис». Фактически это была спланированная информационная кампания. В газете El País, например, есть целая рубрика под пугающим читателей заголовком «Вмешательство России в Каталонии» (Injerencia rusa en Cataluña), которая существует до сих пор и в которой собраны различные статьи на соответствующую тему.
Вот несколько цитат. В статье El País от 25 сентября 2017 года, за несколько дней до референдума, читаем: «Механизм распространения фальшивых новостей, который Россия использовала для ослабления США и Евросоюза, полностью заработал в Каталонии, говорится в подробном анализе пророссийских сайтов и профилей в социальных сетях, проведенном нашей газетой с помощью инструментов цифровой аналитики. После тайных кампаний в поддержку Brexit, Марин Ле Пен и ультраправых в Германии Кремль увидел в каталонской независимости еще одну возможность углубить европейский раскол и укрепить свое международное влияние. Он использует веб-страницы, которые публикуют информационные утки, таких активистов, как Джулиан Ассанж, а также легион ботов, миллионы автоматизированных профилей в социальных сетях, которые с помощью повторения лжи миллион раз способны превратить её в общую тенденцию».
А 13 ноября 2017 года, уже после каталонского референдума, та же El País в статье «Русская машина выиграла борьбу он-лайн вокруг незаконного референдума» возложила на Россию ответственность за то, что референдум о независимости Каталонии если уж и не пользовался симпатией мировой общественности, то по крайней мере не был ею отвергнут. «Сторонники отделения Каталонии от Испании, лишенные ресурсов, необходимых для достижения этой своей цели, - пишет El País, - поставили свои фальшивые сообщения и новости на службу могучей пророссийской машине, которая усилила их через тысячи профилей в социальных сетях из кремлёвского окружения и из окружения венесуэльского режима (и Венесуэлу сюда приплели – прим. авт.). Они использовали свою связь с такими активистами, как Джулиан Ассанж. Согласно нескольким исследованиям, посвященным социальному общению в Интернете, эта сознательная стратегия убедила международную общественность, поскольку это не встретило никакого сопротивления со стороны испанского государства».
И вот на подобных «глубокомысленных» сентенциях, не имеющих никакой доказательной базы и явно подсказанных руководству испанских газет господами из Вашингтона, Лондона и Брюсселя, была выстроена целая антироссийская информационная кампания. И, что важнее, это было доказательной базой в ходе секретного следствия. Кстати, как отмечает теперь El Diario, заместитель прокурора Мигель Анхель Карбальо упрекнул правоохранителей, по сути, в некомпетентности. Мол, что вы тут нам подсунули? С этим материалом работать невозможно.
Тот, кто стоит за этими публикациями, явно отдавал дань моде того момента, когда на слуху было «вмешательство» России в выборы в США - «чтобы избрать Трампа», в дела Евросоюза – «чтобы вывести Великобританию из ЕС и тем самым его ослабить», в дела Франции – «чтобы привести к власти Марин Ле Пен», и так далее. Кризис в отношениях между Мадридом и Барселоной был использован как возможность снова лягнуть Россию, которая «виновата во всем». Это одно из звеньев демонизации России – кампании, которая ведется мировым либеральным истеблишментом. Она и сегодня не сбавляет обороты, выискиваются новые «информационные поводы», поскольку старые поводы, как фейк о «вмешательстве России в Каталонии», долго не живут в силу своей абсурдности.