Ибрагим Раиси, набравший 17,9 млн голосов, официально признается победителем на выборах президента Ирана. Об этом заявил в субботу министр внутренних дел Ирана Абдольрезы Рахмани Фазли.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин отмечает, что "новый президент Ирана Ибрагим Раиси - это человек ультраконсервативных взглядов, представитель тех кругов, которые являются антизападниками и антиамериканистами. После 3-го августа, после инаугурации, он сформирует правительство, которое будет отвечать его взглядам.
И здесь возникает вопрос о СВПД. Это главная проблема во внешней политике Ирана. Раиси антизападник и будет представлять антизападные тенденции в своей политике, но именно СВПД будет единственным мостиком, на котором будут происходить переговоры между Западом в общем, точнее США и Ираном. Потому что главная проблема в реанимации СВПД - это отношения Иран-США. С одной стороны, по большому счету, и это подтверждали многие официальные лица в Иране, СВПД Ирану не нужен, но Ирану просто необходимо снять санкции, которые американцы ввели при Трампе, и новая администрация США также продолжает эти санкции против Ирана. А санкции очень тяжелые. И в общем это является одной из главных причин падения иранской экономики, которая сейчас находится в очень сложном положении. Несмотря на то что Иран адаптировался к санкциям за прошедшие три года и падение экономики затормозилось, но, в принципе, это сейчас очень низкий уровень для такой экономики, какой является иранская. И, безусловно, без снятия санкций, а это можно сделать только через СВПД, решить проблему экономики нельзя.
Для нового президента и его правительства это сейчас главная проблема - экономическая. За последние годы упал уровень жизни населения и недовольство возросло. Поэтому, несмотря на то что Ибрагим Раиси и его команда всегда плохо относились к ядерной сделке и всячески отрицали ее необходимость, и сейчас, и во время президентской избирательной кампании Раиси повторяет, что эту проблему надо решать.
Поэтому я думаю, что рано или поздно для Ирана лучше, чтобы реанимация СВПД состоялась, и она состоится. Но все эти подвижки на переговорах в Вене будут только после инаугурации и формирования нового правительства.
Оппоненты Ирана тоже понимают, что надо иметь дело с новым руководством, и поэтому настоящая работа по СВПД пойдет уже после августа, где-то в сентябре. Тут есть еще один важный момент. Дело в том, что переговоры вокруг СВПД поддерживает и сам Верховный лидер Ирана, и он держит все стратегические вопросы в своих руках. Он решает. И в данном случае аятолла Хаменеи выступает за решение проблемы освобождения Ирана от санкций. Поэтому и новый президент будет действовать в рамках указания Верховного лидера. Поэтому хоть и с резкими антиамериканскими заявлениями, но все равно Иран вынужден будет пойти на компромиссы".