Юрий Веселов, военный обозреватель
Центральное командование ВС США, в зону ответственности которого входит Ближний и Средний Восток, опираясь на данные американской военной разведки, подготовило доклад для конгресса о ситуации в Сирии и влиянии сторон на ее развитие.
Арабское региональное информационное издание «Аш-Шарк аль-Аусат», штаб-квартира которого находится в Лондоне, обнародовало некоторые несекретные положения документа, которые содержат оценку сирийского кризиса и предложения американских действий.
Сирия. Руководство американской военной разведки отмечает возросшую в последнее время успешную активность деятельности сирийцев по перетягиванию на сторону правительства шейхов многочисленных племен в зоне контроля США на северо-востоке страны, а также в центральном и южном регионе. В том числе тех племенных образований, которые до настоящего времени демонстрировали лояльное отношение к янки. Американцы вполне обоснованно опасаются, что традиционно воинственно настроенные племена в обозримом будущем могут начать партизанские действия против сил «западной коалиции» и союзных ей курдских «Сирийских демократических сил» (СДС).
Командование ВС Сирии проводит последовательную деятельность по воссозданию сильной регулярной армии, опираясь, в первую очередь, на профессиональную, материальную военную и финансовую помощь России и Ирана. В этой связи Пентагон предлагает конгрессу ужесточить контроль над введенными против Сирии санкциями, предусмотренными так называемым «законом Цезаря» и рассмотреть возможность применения новых более жестких ограничений против Сирии и ее союзников.
Россия. Эта страна является мощным оплотом в сохранении государственности и поддержке правительства Сирии. Именно вмешательство России в конфликт позволило сирийским правительственным силам расширить зоны контроля и частично восстановить стабильность обстановки и безопасность населения.
Москва последовательно укрепляет и расширяет российское военное присутствие на всей территории страны, твердо придерживаясь договоренностей с США о зонах разграничения влияния. Ее военная активность сосредоточена на авиационной и других видах поддержки сирийской армии в подавлении действий вооруженных отрядов сирийской оппозиции и мусульманских радикалов. При этом особое воздействие оказывают крылатые ракеты высокой точности и повышенной дальности полета.
Российские военные советники и специалисты ведут эффективную работу по профессиональной подготовке командного и технического состава сирийских правительственных сил. Деятельность военной полиции находит возрастающую поддержку у местного населения. Стратегической целью России является закрепление военного присутствия, усиление политического и экономического влияния в Сирии и регионе в целом.
Американцы предлагают не только не ослаблять, но и рассмотреть новые санкционные меры против России с целью ослабления ее военной и материально-экономической поддержки сирийского руководства. В военном плане предлагается не снижать активности деятельности ВМС США и их союзников в Средиземном море с тем, чтобы заставить российский флот затрачивать непосильные для страны материальные средства в поддержании высокой боевой готовности.
В политическом плане срывать все дипломатические усилия Москвы, направленные на восстановление арабскими и другими странами полноценных отношений с Сирией.
Иран. Стратегическая цель Тегерана – закрепление военного присутствия в стране и политико-экономического влияния в регионе (Сирия, Ирак и Ливан). Иран оказывает сирийцам большую и значимую экономическую и финансовую помощь, без которой руководство во главе с президентом Башаром Асадом не удержало бы власть.
Военная деятельность Ирана опирается на отряды завербованных на материальной основе шиитских наемников из различных мусульманских государств. В настоящее время эти боевики не участвуют в активных боевых действиях: они, в основном, выполняют задачи вооруженной охраны иранских и совместных с сирийцами экономических объектов. Некоторые отряды проиранских шиитских милиций привлекаются к сопровождению доставляемых из Ирана военных грузов и внешней охране иранских военных объектов.
Основным союзником Ирана в Сирии является военно-политическая организация «Хизбалла» Ливана, боевики которой отличаются наибольшей верностью к своему патрону и стремлением овладения военными профессиями. На них возложены задачи скрытой доставки в Ливан высокотехнологических образцов производимого в Иране современного оружия и боеприпасов, а также жесткого контроля сирийско-ливанской границы.
Военно-политическое руководство Ирана рассматривает военный потенциал ливанской «Хизбалла» в качестве подготовленной вооруженной силы в возможных боевых действиях против Израиля. Правительство еврейского государства, по оценке американцев, оперативно и достаточно эффективно снижает активность Ирана в Сирии, используя боевую авиацию и другие средства на основе добываемой разведывательной информации.
Пентагон располагает сведениями о том, что представители иранских специальных служб в последнее время налаживают контакты с полевыми командирами сирийской оппозиции с целью склонения их к отказу от союзнических отношений с Турцией в обмен на будущее участие в совместной экономической деятельности. Американские военные предлагают конгрессу вернуться к подписанию с Тегераном разорванной сделки по ядерной программе с тем, чтобы в перспективе использовать этот факт для снижения напряженности в двусторонних отношениях.
Турция. Благодаря возросшим во второй половине 2020 года военно- техническим поставкам Анкары своему основному союзнику в Сирии – Сирийской Национальной Армии (бывшая Сирийская армия свободы, состоявшая в основном из дезертиров регулярной армии) - многократно возросли военные возможности террористических и радикальных вооруженных группировок на северо-западе Сирии. «Зона Идлиб» в настоящее время, во многом благодаря усилиям турок, превращена в мощный укрепрайон с развитой системой обороны.
Данный район находится под полным контролем «Гайат Тахрир аш-Шам» («Комитет освобождения Сирии», запрещенная в России мусульманская террористическая группировка) и ряда других террористических организаций. По оценке американской разведки, сирийские правительственные силы в настоящее время пока не располагают достаточными силами и средствами к самостоятельным военным действиям по восстановлению контроля над северо-западными районами страны. Тем более, что командование ВС Турции развернуло здесь 68 своих опорных пунктов для противодействия наступлению сирийской армии.
Американцы считают, что активные военные действия Сирии в данном районе могут начаться только после согласия российского командования.
Пентагон считает основным американским союзником в Сирии курдские «Сирийские демократические силы» и настаивает на сохранении и увеличении им военно-технической и материальной помощи, усилении их политической поддержки.