Сергей Саенко, международный обозреватель
На днях обозреватель Мэри Дежевски (Mary Dejevsky) в статье для британского журнала The Spectator написала, что встреча в Женеве президента России Владимира Путина с его американским коллегой Джо Байденом (Joe Biden) поставила перед британским правительством трудноразрешимые вопросы и вызывает тревогу. «Насколько комфортно будут чувствовать себя чиновники британских служб безопасности и разведки, если США начнут обсуждать вопросы кибербезопасности с Россией – возможно, даже "через их головы?», – задается вопросом Дежевски.
Действительно, на Дайнинг-стрит, 10 серьезно озаботились, что с тех пор, как в январе 2020 года кресло в Белом доме занял Байден, Вашингтон все больше игнорирует Лондон на международной арене. В качестве примера можно привести вывод Соединенными Штатами без консультаций с европейскими союзниками, в том числе и Великобританией, своих войск из Афганистана или недавний саммит США – Евросоюз. Из которого, кстати, Лондон вышел по собственной воле, и теперь, надо заметить, с лихвой пожинает плоды этого шага.
В случае же налаживания отношений между Белым домом и Кремлем Соединенному Королевству может понадобиться переоценка позиции по отношению к России. Однако этот процесс может стать весьма проблематичным и даже болезненным, учитывая резкую риторику Лондона в адрес Москвы. Ведь не секрет, что именно Великобритания в последнее время перехватила у США «пальму первенства» в антироссийской риторики и без преувеличения стала флагманом русофобии в мире. В этой связи нельзя исключать, что из-за возможного потепления российско-американских отношений Лондону придется реализовывать свои амбиции по созданию «глобальной Британии» в одиночку. Или все же здравый смысл возобладает в британской столице, и Великобритания предпримет осторожные шаги по налаживанию отношений с Москвой?
Отдельные шаги в этом направлении начинают проскальзывать. Так, не далее как 18 июня в интервью телеканалу Sky News министр обороны Соединенного Королевства Бен Уоллес (Ben Wallace) допустил возможность проведения встречи между британским премьер-министром Борисом Джонсоном (Boris Johnson) и президентом России Владимиром Путиным после состоявшегося 16 июня американо-российского саммита. Уоллес, в частности, отметил, что глава британского правительства готов обсуждать нормализацию отношений с Россией. Правда, при этом он поставил условие: «если Москва изменит линию поведения». Видимо, официальный Лондон просто не может без всяких «если» сесть за стол переговоров с представителями России и обсудить весь круг накопившихся в двусторонних отношениях проблем.
В этой связи стоит заметить, что Москва неоднократно заявляла о готовности к равноправному диалогу с Британией, хотя у российской стороны есть немало претензий к Лондону. Например, 17 июня глава МИД России Сергей Лавров в телефонном разговоре с британским коллегой Домиником Раабом (Dominic Raab) подчеркнул важность отказа официальных лиц Великобритании от необоснованных обвинений в адрес Москвы. По словам Лаврова, ответственность за неудовлетворительное состояние российско-британских отношений целиком лежит на Лондоне. Как говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства, распространенном по итогам инициированного британской стороной разговора Лаврова и Рааба, «практикуемый англичанами избирательный характер контактов лишь по тем вопросам, которые интересны для Великобритании, в нормальной дипломатической практике неприемлем».
Здесь важно отметить, что в начале этого месяца российско-британских отношений коснулся и президент страны Владимир Путин. Российский лидер предостерег главу британской разведки МИ-6 Ричарда Мура (Richard Moore) не «портить» отношения между Великобританией и Россией. По мнению Путина, г-ну Муру, который занял этот пост в октябре прошлого года, не хватает опыта. Заметим, поводом для высказывания Путина в адрес Мура стало интервью последнего Times Radio, в котором тот сказал, что Россия «объективно находится в состоянии экономического и демографического упадка». «Если Россия действительно увядающая держава, то что тогда переживать?», – сказал Владимир Путин, посоветовав Лондону «вести себя спокойно» и не ухудшать российско-британские отношения. Отмечая недавний всплеск торговли между двумя странами, он добавил: «Если вы не будете вмешиваться в этот процесс, все будет хорошо».
Но Британии все неймется. Инцидент 23 июня с британским эсминцем Defender в Черном море в районе мыса Фиолен – наглядное тому подтверждение. По данным министерства обороны России, корабль пересек государственную границу нашей страны и на 3 км вторгся в территориальные воды РФ. В ответ российский пограничный сторожевой корабль выполнил предупредительную стрельбу, а бомбардировщик Су-24М – произвел бомбометание по курсу британского эсминца. Только после этого Defender покинул территориальные воды России. Оборонное ведомство нашей страны расценило действия эсминца как грубое нарушение Конвенции ООН по морскому праву и призвало британскую сторону расследовать действия экипажа корабля. В связи с инцидентом в Черном море посол Соединенного Королевства в России будет вызван в МИД РФ.
Вместе с тем Минобороны Великобритании не хочет признавать свою вину и не считает действия Defender законными. По мнению британской стороны, эсминец «совершал мирный проход через территориальные воды Украины в соответствии с международным правом». Как видим, Британия даже не хочет признавать сам факт, что их боевой корабль нарушил государственную границу России. Более того, в Лондоне заявили, что в Великобритании не признают воссоединение Крыма с Россией.
На что в инциденте с эсминцем надеялись в Минобороны Соединенного Королевства? Что действия Defender останутся без ответа со стороны российской стороны? Наивно полагать, что в военном ведомстве Великобритании сидят полные профаны, которые сомневаются в способности российских Вооруженных Сил дать отпор подобной акции со стороны иностранного корабля. Судя по всему, британский эсминец сознательно шел на провокацию и намерен был осуществить проверку боеготовности нашей береговой охраны в районе Крымского полуострова. И он получил то, что заслужил: если после бомбометания Defender не покинул бы территориальные воды России, он был бы попросту уничтожен российскими средствами защиты нашей границы.
Как представляется, инцидент с британским эсминцем убедительно показал, что российские военные адекватно отреагировали на действия Defender, а жителям Крыма нечего опасаться, поскольку ни один недружественный корабль не зайдет в территориальные воды страны. К тому же данный инцидент явился наглядным свидетельством того, что в политике британского правительства мало что меняется. Даже после казалось бы успешного недавнего российско-американского саммита в Женеве…