Сергей Саенко, международный обозреватель
В Брюсселе 24-25 июня прошел саммит глав государств и правительств 27 стран Евросоюза. Одним из главных вопросов, который обсуждали лидеры ЕС, было предложение канцлера ФРГ Ангелы Меркель о проведении саммита Россия – Евросоюз. Как сообщила накануне британская газета The Financial Times, Меркель предложила пригласить президента России Владимира Путина на встречу с лидерами стран ЕС.
Издание также отмечает, что предложение канцлера поддержал президент Франции Эммануэль Макрон. Эту идею поддержали и в Кремле. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, этот диалог нужен и Москве, и Брюсселю. Предложение Меркель также нашло положительный отклик и у лидеров Австрии и Бельгии – Себастьяна Курца и Александера Де Кроо.
Здесь стоит отметить, что, объясняя мотивы своего предложения, канцлер ФРГ заявила, что Евросоюз должен, как и Соединенные Штаты, вести прямой диалог с Россией на высоком уровне, речи о «поощрении» Москвы со стороны Брюсселя не идет. Действительно, трудно себе представить, что в Евросоюзе после налаживания отношений с Америкой при президенте Джо Байдене могли самостоятельно принимать какие-либо решения касающиеся международной жизни. Особенно после довольно-таки «теплой» встречи президентов России и США 16 июня в Женеве. Ангела Меркель наверняка получила «добро» на приглашение президента Путина на саммит Евросоюза.
Так вот, обсуждению этого вопроса был посвящен практически весь первый день саммита в Брюсселе. В итоги порядка десяти стран Евросоюза не согласились с мнением Меркель и Макрона о необходимости пригласить российского лидера на саммит ЕС. К примеру, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что откажется от участия в каких-либо переговорах с российским президентом. Его коллега из Эстонии Кая Каллас выразила удивление тем, что этот вопрос вообще стоит на повестке дня. Подобной позиции придерживаются и лидеры Польши, Латвии и Литвы.
В этой связи Ангела Меркель отметила, что на саммите ЕС дискуссия по этому вопросу была «очень обстоятельная и непростая». «Мы еще раз определились, на каких условиях мы готовы работать и более тесно взаимодействовать с Россией. Сегодня соглашение о срочном проведении встречи достигнуто не было», – цитирует Меркель агентство REUTERS. Канцлер Германии подчеркнула, что «надеялась на большую храбрость в этом вопросе со стороны европейских коллег». Но, как видим, ее как раз и не хватило многим главам стран-членов Евросоюза.
В результате на саммите вместо нормализации отношений с Москвой было решено изучить возможности введения новых санкций для противодействия возможной будущей «вредоносной» деятельности России. «С этой целью Европейский союз призвал Еврокомиссию и верховного представителя [ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля] представить возможности для дополнительных ограничительных мер, включая экономические», – отмечается в заявлении участников саммита.
При этом подчеркивается, что Россия должна «прекратить действия, направленные против членов ЕС и третьих стран». Однако какие конкретные действия должна прекратить наша страна не указывается. Судя по всему, их в анналах Евросоюза просто не оказалось. Европейские лидеры также призвали Москву соблюдать минские договоренности и пообещали поддерживать «гражданское общество, правозащитные организации и независимые СМИ в России».
Правда, следует признать, что страны ЕС все же выразили готовность к диалогу с Россией – но «избирательному». В частности, члены Евросоюза поручили Еврокомиссии и главе европейской дипломатии Жозепу Боррелю «разработать конкретные возможности для этого с целью последующего обсуждения их с советом по таким темам, как климат и охрана окружающей среды, здравоохранение, отдельные вопросы внешней политики и политики безопасности, включая отношения с Ираном, Сирией и Ливией».
В Москве, надо заметить, «с сожалением» восприняли отказ ЕС от саммита с Россией и разработку новых санкций. Об этом журналистам 25 июня сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. По его словам, «в целом президент [Владимир] Путин был и остается заинтересован в налаживании рабочих отношений между Москвой и Брюсселем». Россия, как отметил Песков, готова идти в налаживании отношений с Евросоюзом так далеко, насколько к этому готовы европейские партнеры.
Отвечая на вопрос, какая из сторон должна сделать первый шаг, официальный представитель Кремля сказал, что «в идеале это должно быть движение навстречу друг другу». «Здесь должна быть обоюдная политическая воля», – полагает Дмитрий Песков, подчеркивая при этом, что позиция российского лидера в данном вопросе предельно ясна и последовательна, в то время как позиция европейцев «множественна, не совсем последовательна, местами непонятна». Что это действительно так – в полной мере подтвердил последний саммит Евросоюза.
И все же, несмотря на негативный в целом подход стран ЕС к выстраиванию в будущем отношений с Россией, Кремль, по утверждению Пескова, рассчитывает, что страны Евросоюза, демонстрирующие сбалансированный подход, продолжат продвигать идею по налаживанию диалога Москвы и Брюсселя. «Мы надеемся, что страны, которые придерживаются более сбалансированного подхода, продолжат работу по продвижению идеи о налаживании диалога между Брюсселем и Москвой», – сказал Песков. Он заверил, что «Москва сохраняет свою заинтересованность в этом».
Печально, но в Брюсселе, похоже, не очень и стремятся к диалогу с Россией и лишь ищут повод для введения очередных санкций в отношении Москвы. Это стало ясно из высказываний лидеров Евросоюза на пресс-конференции по итогам саммита. К примеру, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что отношения ЕС и России находятся в «негативной спирали».
«Мы решили проводить общую долгосрочную политику в отношении России на базе доклада (главы евродипломатии Жозепа Борелля), который был представлен на прошлой неделе. Мы сейчас находимся в негативной спирали отношений, ожидаем, что это так и продолжится. Мы готовы отвечать на атаки против ЕС со стороны России, на нарушения прав человека, будем препятствовать подрыву наших интересов», – сказала она.
Судя по всему, исправлять положение дел касательно отношений с Москвой в Брюсселе никто не собирается. По крайней мере, в обозримом будущем. А жаль, поскольку это отвечало бы интересам как Москвы, так и Брюсселя…