Юрий Веселов, военный обозреватель
Начальники генеральных штабов Судана и Египта генералы Мохаммад Осман аль-Хуссейн и Мохаммад Фарид Хиджази подписали 24 июня в Хартуме меморандум о военном сотрудничестве. При этом стороны воздержались от комментариев о сути двустороннего соглашения, заявив о стремлении углублять существующие связи, и обменялись протокольными благодарностями во взаимной помощи в соответствии с подписанным ранее договором.
Следует отметить, что сближение между странами в военной области в последнее время. В марте 2020 года министры обороны подписали договор о военном сотрудничестве в области подготовки кадров и обеспечении безопасности совместной границы. С этого времени военные ведомства начали активный обмен делегациями, а Египет приступил к обучению в своих заведениях командных кадров и технических специалистов для вооруженных сил Судана.
В декабре 2020 и марте 2021 года впервые в истории государств на севере Судана прошли совместные учения ВВС. В период с 26 по 31марта прошлого года в суданской провинции Северный Кардафан (запад страны) прошли крупные совместные военные маневры частей сухопутных войск, ВВС и ПВО.
Военная активность Судана объясняется обостряющимися отношениями между Хартумом и Аддис-Абебой из-за сохраняющейся напряженности на совместной границе особенно после того, как суданские войска в ноябре 2020 года вытеснили со своей территории в пограничной полосе эфиопские милицейские формирования.
Однако самой острой причиной активизации военного сотрудничества Судана и Египта является обострение отношений этих стран с Эфиопией по проблеме распределения водных ресурсов реки Нил, берущей свое начало на эфиопской территории. В верховьях реки вблизи с суданской границы эфиопы возвели плотину строящейся гидроэлектростанции проектной мощностью 6,4 тыс. МВт, которая станет самой мощной в Африке и войдет в десятку крупнейших станций в мире. Плотина создает водохранилище объемом 74 куб. км и площадью 1,8 тыс. кв. км.
Эфиопы планируют полностью заполнить водоем к 2023 году, резко ограничив при этом стоки Нила, омывающего берега Судана и Египта. По подсчетам ученых, такое интенсивное заполнение водохранилища может привести к спаду уровня Нила на египетской территории, по меньшей, мере на 3 метра. Нехватка воды скажется на речном судоходстве и станет катастрофой для сельского хозяйства Египта.
В настоящее время 100 миллионный Египет получает 90% воды из Нила, и наличие стабильного течения вод Нила является вопросом выживания. В соответствии с договорами от 1929 и 1959 года Египет и Судан располагают правом почти на все воды Нила. При этом Египет имеет право вето на строительство любых дамб в верхних течениях реки.
Ни один из документов не учитывает право Эфиопии, Голубой Нил которой обеспечивает большую часть речных вод региона. Аддис-Абеба заявила, что не связана с многолетними кабальными договорами, и начала в 2011 году строительство плотины в начале «арабской весны» в Египте без консультаций с Каиром.
В свою очередь, руководство Эфиопии возлагает очень большие надежды на ГЭС, которая позволит электрифицировать всю территорию страны и вывести ее из отсталости и нищеты. Следует отметить, что на более 80% эфиопской территории электричество отсутствует. В планах правительства страны предусматривается создание национальной промышленности, строительство железных дорог, развитие туризма и другие направления экономического развития.
Переговоры между тремя государствами по вопросу плотины ведутся давно и пока безрезультатно. Египет настаивает как минимум на 10-летнем сроке заполнения водохранилища, тогда как планами Эфиопии предусмотрено к 2023 году запустить в действие все 16 турбин (сейчас только две). Посредниками на переговорах выступают США, ЕС и ЮАР от Африканского союза, но и они в последнее время скептически оценивают возможность достижения компромисса между враждующими сторонами.
Вражда за воду перешла в стадию военных приготовлений, хотя руководили Египта и Судана неоднократно подчеркивали намерения мирными средствами урегулировать спорные вопросы. Однако совместные военные маневры не оставляют сомнения в том, что они представляют собой один из рычагов давления на Эфиопию.
В свою очередь, руководитель инженерного управления МО Эфиопии генерал Бота Батшата Дибили в интервью российскому информационному агентству «Руссия аль-Еум» заявил, что «мы готовы к военному сценарию развития кризиса вокруг плотины, и будем использовать право на защиту своей страны».
И все же, несмотря на остроту ситуации, вооруженный конфликт между Египтом и Эфиопией маловероятен. К урегулированию разногласий в ближайшей перспективе по согласию сторон подключается Москва.