Сергей Саенко, международный обозреватель
В минувшую пятницу, 2 июля, президент Владимир Путин подписал указ о вступлении в силу новой Стратегии национальной безопасности России – базового документа стратегического планирования, определяющего национальные интересы и стратегические приоритеты нашего государства в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Прежняя редакция была утверждена указом 31 декабря 2015 года и теперь утратила силу. Корректироваться стратегия должна каждые шесть лет, что, собственно, и произошло сейчас по истечении этого срока.
Необходимо отметить, что проект новой стратегии разрабатывался представителями различных ведомств и министерств, а также деятелями науки и культуры около года и 28 мая был одобрен Советом безопасности России. Как сообщил тогда его секретарь Николай Патрушев, обновленный документ призван способствовать повышению качества жизни россиян, дальнейшему укреплению обороноспособности страны, внутреннего единства и сплоченности российского общества, достижению национальных целей развития, повышению конкурентоспособности и международного престижа.
Для достижения этих целей в новой стратегии называются девять национальных интересов и стратегических приоритетов России: сбережение народа, оборона, государственная и общественная безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность, научно-технологическое развитие, экологическая безопасность, защита традиционных ценностей, стратегическая стабильность.
В документе говорится, что нестабильность в мире усиливается, растут радикальные и экстремистские настроения. Данный факт может привести к попыткам разрешить межгосударственные противоречия за счет поиска врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию прав и свобод, пишут авторы новой стратегии. Реализация Россией госполитики в сфере обеспечения национальной безопасности способствует росту потенциала, необходимого для укрепления ее роли как одного из влиятельных центров мира.
В Стратегии отмечается открытое политическое и экономическое давление на Россию и ее партнеров со стороны ряда государств. Повышенное внимание мирового сообщества к вопросам изменения климата используется как предлог для ограничения доступа российских компаний к рынкам, сдерживания развития промышленности нашей страны, установления контроля над транспортными маршрутами и воспрепятствования освоению Арктики.
Как указывается в новой стратегии, в мире, в том числе вблизи нашей границы, напряженность только нарастает. Некоторые страны пытаются организовать в СНГ дезинтеграционные процессы, а ряд государств называет Россию угрозой и даже военным противником. Существует опасность перерастания вооруженных конфликтов в войны, в том числе с участием ядерных держав. На фоне такой политики по сдерживанию России жизненно важно укрепить суверенитет, целостность, защитить традиционные основы общества, обеспечить оборону и безопасность, не допустить вмешательства во внутренние дела.
Авторы Стратегии отмечают, что военные угрозы для России растут: этому способствуют попытки силового давления на страну и ее партнеров. В документе отмечается, что военно-политическая обстановка в мире характеризуется формированием новых глобальных и региональных центров силы, обострением борьбы между ними за сферы влияния. Возрастает значение военной силы как инструмента достижения субъектами международных отношений своих геополитических целей. При этом в новой стратегии отмечается стремление России к повышению предсказуемости, доверия и безопасности в международной сфере.
В Стратегии также указано, что отработка странами НАТО возможности применения ядерного оружия усиливает военные угрозы в отношении нашей страны. При этом в документе подчеркивается, что Россия продемонстрировала миру свою устойчивость и способность противостоять санкционному давлению. В частности, в числе способов обеспечения экономической безопасности страны названы сокращение использования доллара во внешнеэкономической деятельности и производство отечественных вакцин.
Кроме того, в новой стратегии акцент делается на борьбе с фальсификацией истории, а также попытками внедрения чужих идеалов в отечественные сферы образования, культуры и религии, в том числе путем «вестернизации» и инфомационно-психологических диверсий. Не случайно в этой связи Николай Патрушев ранее подчеркивал, что стратегия заключается, помимо прочего, в подавлении русофобских настроений. По сути, эти тезисы излагаются и в документе, подписанном накануне президентом Путиным.
Следует отметить, что в список приоритетов также вошло развитие стратегического партнерства с отдельными странами – Китаем и Индией. Это сотрудничество, как уточняется в Стратегии, особенно важно во внешней политике, т.к. оно должно способствовать стабильности и безопасности на внеблоковой основе в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Касательно отношений с Соединенными Штатами в документе говорится, что Вашингтон отдал предпочтение последовательному курсу на отказ от обязательств в сфере контроля над вооружениями. В этой связи в новой стратегии указывается, что возможное размещение США ракет средней и меньшей дальности (РСМД) в АТР и Европе несет непосредственную угрозу стратегической стабильности и международной безопасности.
В заключение хотелось бы отметить, что новая Стратегия национальной безопасности России носит сугубо оборонительный характер и направлена лишь на защиту интересов нашей страны. В отличие, скажем, от «Промежуточной стратегии», принятой не так давно американской администрацией Джо Байдена, главной целью которой является готовность вернуть якобы утраченные при президенте Трампе позиции Вашингтона в мире, продолжить военную модернизацию и доказать миру, что модель США «не является пережитком прошлого».
Однако вряд ли кто-то в мире считал так. Особенно с учетом того, что Соединенные Штаты и их союзники по НАТО в последние годы были особенно активны в отношении России и ее партнеров. Именно при Дональде Трампе военная инфраструктура альянса, в том числе американские подразделения, продвинулись к западным границам Союзного государства. А инициированный 45-м президентом США выход из Договора о РСМД дал Североатлантическому альянсу возможность нацеливать на вероятного противника (читай на Россию и Белоруссию) ракеты этого класса не только из Европы, но и из дальневосточных американских баз.
Исходя из этого, Россия, как говорится в новой стратегии, вправе предпринять симметричные и асимметричные меры в ответ на недружественные действия со стороны иностранных государств. Хотелось бы надеяться, что именно так и будет…