Москва
23 ноября 2025 / 18:20
Москва
23 ноября 2025 / 18:20
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Экономика
Японские банки приняли решение о финансировании проекта «Арктик СПГ 2»
Для транспортировки СНГ будет использован Севморпуть
5 августа 2021 / 19:43
Японские банки приняли решение о финансировании проекта «Арктик СПГ 2»

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

В конце июля в японской прессе появилась новость о принятии  крупного финального инвестиционного решения (в размере 2 млрд долларов США) банковско-финансовой группой Mitsui Sumitomo Banking Corporation, и государственным Банком международного сотрудничества Японии (JBIC): эти финансовые структуры вложатся в перспективный проект «Арктик СПГ 2», подконтрольный независимому производителю природного газа в России —  концерну НОВАТЭК.

Столь крупные финансовые интервенции в российский ТЭК — высокая оценка японскими инвесторами стратегической перспективности и маржинальности отрасли по сжижению природного газа. Причем угроза усиления санкционного давления США на российский ТЭК, как показывает этот кейс, пока не способно перекрыть экономический резон участия японских банковских групп  в проекте «Арктик СПГ 2».   

При этом НОВАТЭК вошел в финальную фазу переговоров с консорциумом международных банков по финансированию проекта «Арктик СПГ 2». Об этом сообщил в ходе телефонной конференции в конце июля зампред правления компании Марк Джитвэй. «Мы работаем над закрытием этого процесса в ближайшем будущем», — пояснил Джитвей.

Но данным НОВАТЭКа, общий объем внешнего финансирования проекта «Арктик СПГ 2» планируется в размере около 9,2 мрд евро. Из них 3,11 млрд евро — кредитная линия синдиката российских банков на 15 лет, договор с которым был подписан в апреле.  

«Арктик СПГ 2» — второй крупнотоннажный проект НОВАТЭКа по производству СПГ ( первый  — «Ямала СПГ»). Ресурсная база — Утреннее месторождение в ЯНАО. В рамках проекта планируется построить три технологические линии мощностью 6,6 млн тонн каждая (19,8 миллиона тонн СПГ в год). Акционерами являются "Новатэк" (60%), французская Total (10%), китайская CNOOC (10%), структура китайской CNPC — CNODC (10%), а также консорциум японских компаний Mitsui & Co и JOGMEC — Japan Arctic LNG (10%).

Японские власти и бизнес считают проект НОВАТЭКа хорошей возможностью укрепить энергетическую безопасность государства за счет наращивания составляющей российского СПГ в пестром портфеле поставщиков этого энергоресурса. А НОВАТЭК нацелен на долгосрочное наращивание производства СПГ на Ямале и Гыдане. Причем выстраиванием сырьевой логистики газового концерна жестко сопряжено с комплексным развитием арктического маршрута — Северного морского пути (СМП). И генеральная задача федеральных властей здесь – в обеспечении мультисезонности работы артерии.   

Проект «Круглогодичный Севморпуть» вошел в стратегию социально-экономического развития России. Всего в перечне стратегии — несколько десятков проектов, представленных  19 июля Президенту России Владимиру Путину на заседании Совета по стратегическому развитию. План обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути — один из самых капиталоемких  проектов стратегии, на него планируется направить примерно пятую часть от всех выделяемых на стратегические проекты государственных средств. Как заявил вице-премьер РФ Андрей Белоусов в ходе президентского заседания, финансирование Северного морского транзитного коридора на базе СМП до 2030 года потребует 716 млрд руб., из этой суммы более 400 млрд будет будут вложены в 2021–2024 годах )250–260 млрд из них вложит «Росатом», 130–140 млрд будет выделено из бюджета и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Причем смета проекта круглогодичной проводки судов по СМП, вероятно, еще будет корректироваться в сторону увеличения, и по факту вполне может превысить 1 трлн рублей.

Российские власти для вывода СМП на режим «круглогодичности» планируют активно наращивать ледокольный парк — подряд на постройку одного из профильных кораблей-ледоколов для работы на маршруте СМП получила даже турецкая верфь Sefine Shipyard,  сумма контракта составила 13,3 млрд рублей.

При этом синхронно активно обсуждается экспертами якобы неизбежность глобального потепления и его ключевое последствие для СМП – отступление арктических льдов. И в итоге не вполне ясно, будут ли на самом деле востребованы дорогостоящие ледоколы в запланированном количестве на горизонте грядущих десятилетий. То есть климатический риск здесь предвидеть предельно сложно.

Те мне менее, сегодня навигация в восточном секторе СМП зимой невозможна без ледокольной проводки. Толщина льда там может достигать 2,5 –3 метров. «Развитие круглогодичной навигации по СМП позволит сделать его полноценной альтернативой Суэцкому каналу, сократив более чем на 30% морской путь из Европы в Азию», - замечал глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков, выступая на коллегии ведомства в мае 2020 года.