Начало очередного обострения пришлось на июль. Военно-политическое руководство Сирии под предлогом одной из мер по «стабилизации ситуации на юге» в ультимативной форме потребовало от органов местного управления провинции Деръа полного разоружения отрядов самообороны и выдачи нескольких десятков бывших боевиков оппозиции для их последующей отправки вместе с семьями на северо-запад страны. Одновременно сирийское командование приступило к вводу в провинцию дополнительных войск, блокированию населенных пунктов на востоке и западе, развертыванию новых блокпостов, в том числе в провинциальном центре.
Все это является нарушением достигнутых летом 2018 года при посредничестве России, Иордании и США мирных договоренностей, которые уберегли провинцию от бессмысленных разрушений и сохранили жизни сотен тысяч людей. Гарантом соблюдения перемирия и выполнения соглашения стала Россия. Десятки тысяч бывших военнослужащих сирийской армии, которые когда-то примкнули к оппозиции, были амнистированы, а впоследствии вошли в состав сформированного под эгидой Министерства Обороны РФ 5-го армейского (добровольческого) корпуса ВС Сирии.
Однако для того, чтобы понять причины нового обострения обстановки в данном регионе, нужно хотя бы кратко рассмотреть предысторию конфликта.
Считается, что именно Деръа стала местом рождения «арабской весны» в Сирии, когда приближенное к президенту страны бездарное руководство провинции в результате бессмысленно жестоких мер в отношении обездоленных жителей спровоцировало в марте 2011 года массовые антиправительственные выступления населения. А уже в начале лета по всей стране прокатилась волна массового неповиновения центральным властям. Ответом стало неоправданное применение силы против безоружных протестантов, что подтолкнуло оппозицию к объединению и активным действиям по перетягиванию на свою сторону военнослужащих-суннитов регулярной армии на всей территории Сирии.
В конце весны 2018 года в результате мощной поддержки ВКС России вооруженная оппозиция на юге Сирии была окружена правительственными войсками и дальнейшее сопротивление не имело смысла из-за реальной угрозы быть полностью уничтоженными. Дело в том, что значительную и влиятельную часть вооруженной оппозиции представляли отряды, состоявшие из бывших военнослужащих – дезертиров из регулярной армии, настроенных критически по отношению к своим союзникам – мусульманским радикалам. При этом большинство дезертиров являлись коренными жителями южных провинций.
С целью избежать напрасные жертвы и разрушения полевые командиры из числа бывших офицеров сирийской армии (в том числе получившие военное образование в СССР и России) согласились с предложением представителей российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС). В обмен на прекращение наступления сирийской армии подчиненные им вооруженные формирования сдали на склады тяжелое оружие (артиллерию, минометы, несколько танков, БМП и БТР, пулеметы крупных калибров и другое). Боевикам было позволено оставить при себе личное оружие, которое было документально учтено.
Сирийские органы военной юстиции провели тщательную проверку каждого дезертира на причастность к совершению военных преступлений. Подавляющее большинство этой категории лиц были амнистированы законом. Вместе с тем бывшие сирийские офицеры, возглавившие данную кампанию, подписывая документы об отказе от вооруженной борьбы, подчеркивали, что они и их подчиненные сохранят военную структуру и идут на этот шаг исключительно под гарантии России, но не смирившись с политикой центральной власти во главе с президентом Башаром Асадом.
Отряды непримиримой оппозиции были организованно эвакуированы на северо-запад Сирии.
Летом 2019 года в Деръа под эгидой российских военных советников из бывших дезертиров сирийской армии были сформированы первые подразделения 8-й пехотной бригады, которая в последующем организационно вошла в состав созданного офицерами ВС РФ 5-го армейского корпуса ВС Сирии. Командует бригадой полковник Ахмад аль-Ауда.
Воинская часть комплектуется проживающей на юге молодежью и проходит обучение в специальных центрах под контролем и при участии российских инструкторов. Бригада вооружена штатным оружием и оснащена военной техникой. Личный состав в основном выполняет функции обеспечения безопасности в регионе, но подразделения бригады постоянно участвуют в контртеррористических действиях в различных районах страны.
Вместе с тем на юге дислоцируется 4 танковая дивизия Республиканской гвардии под командованием брата президента генерала Магера Асада – элитного соединения правительственной армии, набранного из мусульман-шиитов. Местное население и, особенно в провинции Деръа, с большой настороженностью и недоверием относится к этому воинскому формированию