
Марина Харькова, журналист, Донецк
Президент Украины Зеленский обратился к жителям донецких республик, которые, по его словам, «находятся в шпагате». Тем, кто считает себя русскими, надо искать себе место в России, а украинцам - ждать, так как неподконтрольная часть Донбасса обязательно вернётся в состав Украины: «Самое главное - точно для себя понять: ты русский или ты украинец, и это твоя земля? Я считаю, что, если ты сегодня живешь на временно оккупированной территории Донбасса и считаешь, что «наше дело правое», «нам в Россию», «мы русские», большая ошибка оставаться жить в Донбассе. Потому что без Украины на этой территории цивилизации не будет», сказал он. При этом жителей Донбасса, которые чувствуют себя украинцами, уважают флаг и украинский язык, он призвал оставаться, держаться, потому что «эта земля будет деоккупирована в любом случае». Фактически, прямым текстом Зеленский заявил, что Украина готова реинтегрировать ЛДНР без населения и предлагает инакомыслящим формулу «чемодан – вокзал – Россия». Именно такая политика в последние годы доминирует на Украине. Но настолько открыто ее не озвучивал даже Порошенко. Теория «расовой чистоты» и безусловная верность фатерлянду – такую преемственность фашистской сегрегации на публике Зеленский демонстрирует впервые. На деле - истребление жителей Донбасса Украиной не прекращалось ни на сутки и при Зеленском. Этому свидетельство – очередное обострение боевой обстановки и увеличение жертв в республиках.
За несколько дней погибли одиннадцать человек, по ДНР было выпущено более 120 боеприпасов. Из гаубиц и САУ калибром 152 мм, 122 мм, минометами всех калибров, из танков и БМП, гранатометов ВСУ бьет по мирным городам и селам. Количество обстрелов достигает до десяти в сутки и охватывает всю территорию ДНР – южные населенные пункты Коминтерново, Саханку, Ленинское, до севера – окраин Горловки, Ясиноватой. Не прекращаются обстрелы районов Донецка, где на западной границе в п. Старомихайловка ВСУ из орудий Д-30 разрушили пять домов. Очевидцы рассказали: «На улицах, где живут семьи и старики, которым некуда бежать от войны, разорвалось более двадцати снарядов. Также над домами летают украинские ударные беспилотики и сбрасывают сверху боеприпасы. Когда начались пожары и люди пытались их тушить самостоятельно, беспилотник продолжал бомбить». В Коминтерново были ранены два мирных жителя. От полученных тяжелых ранений женщина скончалась. У Горловки артиллерийский удар ВСУ разрушил четыре дома. В обстрелянном посёлке шахты 6/7 из ста человек, живущих в нём, тридцать - граждане России. За годы войны в дома людей многократно попадали снаряды ВСУ. Каждый раз, рискуя жизнью, дома восстанавливали. Люди отказываются бросать родную землю и не хотят участи беженцев. Саханка попала под удар украинских гаубиц калибра 122 мм. Массированный минометный удар обрушился на город Докучаевск и поселок Сигнальный. Детей прятали в подвалах, коридорах, ванных комнатах.
В Зайцево погибли двое бойцов ДНР, на позиции был сброшен боеприпас с украинского БПЛА. Четверо бойцов были сожжены огнем ВСУ у п. Новая Марьевка, когда проводилась эвакуация раненых после обстрела. Охота на санитарные автомобили стала нормой для украинских боевиков, которые сначала отслеживают машины военных медиков, а затем ведут прицельный огонь. Месяц назад так же погибли четверо наших раненых в п. Лозовское. При этом во всех случаях у украинцев был запрошен режим тишины, который они подтвердили. А затем сжигали машины с беззащитными ранеными и медиками.
Через два дня после этой трагедии снова обстрелы у села Петровское. Там еще в 2019 году прошло так называемое разведение сил, которое подавалось в СМИ как «прорывное достижение на пути к миру». И если бойцы армии ДНР действительно покинули позиции и отошли, то украинские вояки имитировали отвод, вернувшись на свои огневые точки через несколько дней. Аналогичная картина была и в ЛНР, где в районе п. Золотое-5 (Михайловка) также проходило разведение сил. По факту ВСУ не отошли никуда и село по-прежнему находится в зоне активных боевых действий. Сейчас там продолжаются бои и обстрелы. Также в п. Металлист подразделения Народной милиции ЛНР сбили украинский ударный беспилотник, который готовился к атаке.
Все эти факты подтверждают, что Зеленский в точности копирует действия Порошенко, пообещавшего, что «неподконтрольные территории будут или безлюдными, или украинскими», а «донецкие дети будут сидеть в подвалах, а украинские – спокойно ходить в школу». Оба украинских президента не хотят видеть в составе Украины людей, оставшихся русскими и верными России. Но заставлять людей любить Украину, уничтожая их жизни и дома, – это верх цинизма. Правило ненависти к убийцам тем сильнее, чем больше страдает жертва. Но по извращенной украинской логике после многолетних обстрелов и издевательств дончане и луганчане обязаны возлюбить Украину и мечтать о единстве с ней.
Все эти заявления полностью уничтожают надежды на хрупкий мир или сосуществование с украинским государством в его нынешнем формате. Поэтому люди донецких республик в своем большинстве настроены против любой формы реинтеграции с Украиной. Преодолеть пропасть, разделяющую Украину и республики, уже невозможно. В ДНР отреагировали на риторику Зеленского, дав ей точные определения: «Перед нами оправдание и проведение политики этноцида, то есть уничтожения народа, считающего себя русским. Этот же подход репрессиями и запретами активно практикуется на территории самой Украины».
Зеленский, похоже, активно готовится к визиту в США: наращивает обстрелы и провокации, количество совместных учений с военными стран НАТО, в политическом плане принимает законы, противоречащие Минским соглашениям, исключающие компромисс и переговорный процесс.
Кабмин Украины внес в парламент законопроект о введении на временно неподконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей правосудия переходного периода. Документ на уровне закона закрепил определение России как государства-агрессора. К «оккупационным службам Российской Федерации» отнесены органы власти ЛДНР, судебные и правоохранительные органы, все чиновники и служащие, независимо от ранга. Все они, как и республиканские военнослужащие, лишены права на амнистию. Эта норма аннулирует пункт Минских соглашений о полной амнистии. Также предусмотрена жесткая люстрация к большому количеству людей во всех сферах, включая образование. Украинский режим особое внимание уделяет гуманитарной сфере, с помощью которой переформатирует население по принципу «одна нация – один язык».
По новому закону Киев будет сам устанавливать порядки, возбуждать уголовные дела и управлять реинтегрированными территориями вне зависимости от исхода выборов. Соответственно, ни о каком самоуправлении, децентрализации или автономии речь не идет. Только от Зеленского, согласно документу, будет зависеть, получат республики особый статус, как это прописано в Минских соглашениях, или нет. После вступления в силу этого закона, а большинство голосов в украинском парламенте принадлежит президенту, само понятие "особый статус" станет бессмысленным, как и проведение выборов. Закон торпедирует Минские соглашения в каждом пункте. Начиная с запрета на отношения с Россией, хождение рубля, заканчивая курсом на восстановление украинского языка как государственного и тотальной украинизацией.
Зато украинские вояки могут творить любые бесчинства, получая право на обыск, задержание и изъятие телефонов и транспорта на военные нужды. Они могут задерживать людей, обыскивать их, доставлять в полицию, применять оружие, входить в дома без объяснения причин, изымать имущество, применять оружие и спецсредства, проникать в жилые и иные помещения, на территорию любых учреждений и организаций. Закон предусматривает создание на деоккупированных территориях переходных государственных, международных или военно-гражданских администраций, ввод военных или полицейских контингентов других стран, кроме России и ее союзников. Также закон дает право украинской власти лишать украинского гражданства тех, кто сознательно обзавелся паспортом РФ. Хотя реального механизма такого лишения не существует, он может быть проработан дополнительно.
Все эти меры необходимы для превращения русского населения Донбасса в людей второго сорта, лишенных базовых прав человека и системно закабаленных в рамках нового украинского порядка. Подобная интеграция больше похожа на тюрьму, но это не позволит запугать донецкие республики, продолжающие оказывать сопротивление и не сдающиеся, несмотря на потери.