15 августа талибы заявили, что установили контроль на всей территории государства. После того, как президент Афганистана покинул страну, талибы подняли свой флаг над президентским дворцом. Исполняющий обязанности министра внутренних дел Афганистана Абдул Саттар Мирзаквал заявил, что "переход власти пройдет мирным путем". С какими проблемами столкнется страна после прихода к власти Талибана (запрещен в РФ)
По мнению, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Николая Суркова, "проблема беженцев в Афганистане может встать сейчас очень остро, потому что приход талибов к власти не означает, что проблемы страны закончились. И одно дело захватить власть, и другое дело наладить в стране нормальную жизнь. Афганцы могут бежать ведь не только от насилия или от войны, но и от экономических неурядиц. Они могут просто искать какой-то лучшей жизни в соседних странах и даже в странах Европы. Поэтому от проблемы беженцев никуда не деться, и это очень серьезно прежде всего для соседних стран и в перспективе для России и европейцев. А гражданская война идет, и она скорее всего не закончится. Надо понимать, что то, что произошло сейчас - это просто новый этап гражданской войны. И то, что талибы быстро возьмут под контроль всю территорию страны - это не гарантировано. Все равно будут попытки сопротивления, могут быть какие-то восстания против, и совершенно непонятно, какая будет ситуация на севере страны. Поэтому говорить о каком-то завершении конфликта в Афганистане сейчас не приходится. Единственное, что могут сейчас соседи - это максимально укрепить границу, чтобы избежать экспорта проблем, экспорта нестабильности на их территорию. Вот единственное, что пока можно сделать".
Однако, профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев не считает, что " в Афганистане будет серьезная гражданская война, все уже совершено. Скорее будут еще некоторые этнические столкновения в районах, населенных таджиками и узбеками. Вопрос в том, на сколько они воспримут идеи Талибан (запрещен в России), который собирается превратить страну в Исламский Эмират. Это пока неясно, потому что страна перенасыщена оружием. А беженцы естественно будут, и это очень серьезная проблема. Естественно они пойдут в том числе в страны Средней Азии, хотя какая-то часть будет бежать в Пакистан, ведь это проще с географической точки зрения, чем в Таджикистан по причине сложности прохождения границы и горного рельефа".
По мнению Николая Суркова, "в целом ряде районов талибы и раньше были своего рода теневой властью. Функционирование неких структур типа шариатского суда они могут обеспечить и сейчас. Но могут ли они обеспечить ремонт инфраструктуры, могут ли они обеспечить ремонт дорог, открытие больниц - это большой вопрос. Не думаю, что их пакистанские спонсоры готовы выделить им большие ресурсы для этого. В этом плане может открыться некое окно для диалога между Талибаном и международным сообществом. Потому что я не исключаю, что в обмен на выделение гуманитарной помощи, талибы могут несколько смягчить свою позицию. Но это пока только догадки, а сейчас они озабочены захватом власти, и ни о чем другом не думают. Только примерно через год можно будет говорить о том, как дальше будет развиваться Афганистан. Сейчас же пока до конца не ясно, что ожидать".
Касаясь этой проблемы Владмир Исаев в свою очередь отметил, что "Вопрос способности талибов поддерживать функционирование афганского государства – очень серьезный. Сейчас они начали с самого простого - свержения предыдущей власти. Потом видимо последует введение ряда запретов в СМИ, образовании, на всех женщин наденут чадру, запретят западную музыку и т. д. Но на фоне эйфории, что они взяли страну, возникает вопрос строительства государства или хотя бы поддержания функционирования государства. И вот тут не знаю, на сколько талибы к этому готовы, и готовы ли вообще? Тем более, что они сейчас оказываются в изоляции и у них возникает проблема признания международным сообществом. Может быть кто-то их и признает, может быть Саудовская Аравия, может признать их Катар или Иран частично может признать, но выхода из международной изоляции не будет все равно. А у них страна, разоренная 20-летней войной. Тут, я думаю, и начнутся все проблемы талибов. Если они не смогут построить современное государство с современной экономикой, а будут рассчитывать только на продажу наркотиков, то население будет жить еще хуже и рано или поздно оно начнет восставать и сопротивляться режиму талибов. Хотя это и очень долгая история будет. Вопрос сейчас в том, как и с помощью кого талибы будут строить экономику и экономические связи. И все это очень проблематично для них прежде всего по их идеологическим установкам".