Москва
23 ноября 2025 / 17:13
Москва
23 ноября 2025 / 17:13
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Политика
Диалог Дамаск-Вашингтон: пределы возможного
России время вспомнить Каддафи и Садата?
26 августа 2021 / 19:00
Диалог Дамаск-Вашингтон: пределы возможного

Юрий Веселов, военный обозреватель

Арабская пресса запестрела материалами о налаживании Дамаском контактов с Вашингтоном в ущерб стратегическим интересам Москвы и Тегерана.

Информация об этом была впервые обнародована арабским изданием «Аль-Араби аль-Джадид» со ссылкой на сведения, полученные от бывшего руководителя дипломатического представительства Палестинской Национальной Автономии в Москве, а ныне общественного деятеля Рами аш-Шаера. Задаешься вопросом: можно ли верить «палестинскому деятелю»?

Наверное, можно. Но далеко не во всем.

Несомненно, публикация материала приурочена к трагическим событиям на юге Сирии, по которым между официальным Дамаском и Москвой существовали и продолжают оставаться разногласия. Военно-политическое руководство Сирии с настороженностью относилось к инициативе российских военных, предложивших условия подписанного в июле 2018 года соглашения о перемирии с мятежными формированиями в провинции Деръа. Посредниками в переговорах и гарантами соблюдения договоренностей также выступили Иордания, США и Израиль.

Дамаск тогда настаивал на более жестком подходе к боевикам и до настоящего времени не доверял им в способности обеспечивать безопасность и стабильность ситуации в регионе. Центральная власть, пожалуй, первой начала нарушать основные пункты договоренностей, начав примерно через год вводить войска в провинцию и возвращать «на исходные позиции» иностранные шиитские проиранские милицейские формирования, что стало одной из основных причин массового недовольства местного населения.

Набиравшие все большую остроту противоречия вылились в прямые столкновения между правительственными войсками, блокировавшими город Деръа, и бывшими боевиками оппозиции.

Центральные власти недовольны также тем, что российское командование в целях избежать объединение бывших боевиков в антиправительственные отряды добилось согласия Дамаска на сформирование из них сначала войсковой бригады, на основе которой впоследствии был развернут штаб 5-го добровольческого корпуса. Воинская часть была создана во многом по лекалам российской армии, участвовала во многих контртеррористических операциях. При этом командование бригады подчинено непосредственно штабу российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии. Именно данный факт вызывает наибольшее раздражение в Дамаске.

В окружении президента Башара Асада есть группа влиятельных политиков и военных, которые проявляют недовольство политикой российского руководства по сдерживанию сирийской армии от активных действий против террористических формирований на северо-западе страны. Если говорить откровенно и быть более точным, то эти лица недовольны тем, что Москва практически полностью отказалась от привлечения своих воинских контингентов в проведении наземных операций совместно с сирийскими подразделениями и проиранскими шиитскими милициями.

Недовольство вызывает и позиция России в отношении действий турецких войск и их союзников, которые все более настойчиво и нагло провоцируют вооруженные столкновения с антиправительственными формированиями на севере страны.

До недавнего времени сирийцы с подачи своих иранских союзников обижались на руководство ЦПВС России из-за неучастия в отражении атак ВВС Израиля на военные объекты страны. Был период, когда некоторые представители высшего военного руководства Сирии выражали сомнение в эффективности российских (советских) систем ПВО, стоящих на вооружении сирийской армии.

Необходимо было провести дополнительные занятия с сирийскими расчетами зенитных средств, осуществить другие мероприятия с тем, чтобы изменить мнение не только местной стороны, но и военных специалистов других армий арабских государств.

Надо полагать, что представители сирийского руководства на различных этапах начавшегося в 2011 году внутриполитического кризиса предпринимали попытки установления связей с американскими администрациями Дональда Трампа или Джо Байдена. Это закономерное явление: Сирия кровно заинтересована в снятии с себя необоснованных обвинений, которые явились причиной введенных против государства санкций. Но утверждать, что нынешнее руководство страны способно пойти на уступки США с целью снижения зависимости от России или Ирана – означает или политическую недалекость, или провокационное намерение внести подозрение в доверительные отношения между союзниками. Несмотря на наличие между ними некоторых разногласий по не принципиальным вопросам.

Хотя, как знать… Ведь летом 1972 года президент Египта Анвар Садат смог изгнать из своей страны 30-тысячный контингент советских войск, а через год с позором проиграть очередной военный конфликт с Израилем? Или лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи, который за два года до своего свержения и убийства сначала захотел качественно восстановить боеспособность своей армии, а затем бесцеремонно отказался от оплаты российских контрактов под воздействием заискивающих обещаний западноевропейских стран и США о предоставлении Ливии «климата наибольшего благоприятствования» в отношениях с Западом. Чем такие обещания закончились, известно…

Вряд ли сирийцы, даже несмотря на сильное прозападное лобби «младореформаторов» в правительстве или парламенте, пойдут на сделку с американцами. Тем более после продемонстрированного янки примера с Афганистаном.

Тем не менее, российской стороне нужно быть начеку и не исключать возможность неожиданного поворота событий.