Юрий Веселов, военный обозреватель
В Москву 8 сентября прибывает для проведения переговоров министр иностранных дел Израиля Яир Лапид. Израильские средства массовой информации не скрывают, что на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым основное внимание будет уделено сирийской тематике и состоянию двусторонних отношений.
Информированные политические аналитики в Москве и Тель-Авиве с большой степенью уверенности утверждают о значительном охлаждении связей между руководством обеих стран, утере доверительности в отношениях после прихода к власти в Израиле нового кабинета министров во главе с Нафтали Беннетом. При этом, по мнению политологов, виной этому является курс, взятый израильской стороной.
Отношения между государствами при предыдущем правительстве Беньямина Нетаньяху нельзя характеризовать как безупречно безоблачными и не имевшими огорчительных моментов. Но каждый раз лидеры государств находили пути преодоления сложностей на основе взаимного доверия и искренности. Новое руководство в Тель-Авиве, похоже, отказалось от прежних основ взаимного сотрудничества в международных делах, которые затрагивают жизненно важные стратегические интересы России. Особенно это касается положения дел в Сирии и вокруг нее.
Стороны сохраняют молчание, но не исключено, что израильтяне в одностороннем порядке свернули деятельность созданной по инициативе лидеров двух стран группы военных советников с базированием в Аммане. В группу входят офицеры высших штабов ВС России, США, Израиля и Иордании. Коллективный орган создан для предупреждения инцидентов в воздушном пространстве Сирии, а также обмена информацией по военным вопросам.
Эффективность работы группы признавали даже американцы. Но с приходом в Израиле новой исполнительной власти активность израильско-российского взаимодействия резко сократилась: еврейская сторона практически прекратила уведомлять Москву о планируемых действиях своей авиации по военным объектам в Сирии и начала применять новые тактические приемы для нанесения ракетных ударов по территории арабского государства. Новое руководство Министерства обороны Израиля отказалось от точечных ударов и приступило к нанесению массированных налетов на сирийские цели, которые зачастую находятся в непосредственной близости от российских военных объектов. Вполне понятно, что пуски ракет производятся с боевых самолетов, находящихся за пределами сирийского воздушного пространства.
При этом израильтяне вновь стали применять тактический прием, позволяющий прикрываться от зенитного огня гражданскими самолетами с пассажирами на борту. Более того, командование ВВС Израиля пошло на беспрецедентный шаг, произведя пуски авиационных ракет по объектам на сирийской территории над американской военной базой Ат-Танф, воздушное пространство над которой объявлено запрещенной зоной для полетов любой авиации любого государства.
Не исключено, что российская сторона неоднократно предупреждала израильтян о недопустимости подобных действий и, в конце концов, была вынуждена принять действенные ответные меры. Одной из предупредительных мер стала интеграция сирийской системы ПВО страны и сухопутных войск в зональную систему ПВО российских военных объектов (баз Хмеймим и Тартус), что значительно повысило боеготовность и эффективность применения зенитных средств арабской страны.
Сирийцы, используя российское оружие, добились почти 100-процентного поражения воздушных целей противника и начали обстреливать израильские самолеты во время пуска ракет над территорией соседнего Ливана. Эта мера является предупреждением израильскому командованию о возможных ответных и более эффективных действиях сирийской ПВО. В частности, Дамаск пока еще не применял против израильских боевых самолетов имеющийся на вооружении комплекс С-300, способный сбивать носители ракетного оружия на большей дальности, чем применяемые сейчас другие средства.
В Израиле со скрытым негодованием реагируют на возросшие боевые возможности войск ПВО Сирии, всякий раз подчеркивая, что действия израильтян направлены против Ирана и его союзников в лице арабских шиитских милиций и отрядов ливанской «Хизбалла».
Российское руководство неоднократно заявляло о готовности сотрудничества с Израилем в делах по обеспечению его безопасности, при этом подчеркивая, что не располагает фактами явной угрозы еврейскому государству с территории Сирии. Официальные лица в Тель-Авиве ни разу не предоставили Москве убедительных доводов, которые бы могли оправдать безнаказанные действия ВВС Израиля по сирийской территории.