Станислав Смагин, политолог
В последние недели значимой темой разговоров на Балканах и о Балканах стал завоз туда афганских беженцев. Однако тема, в широком смысле, «наступления с Востока» этим отнюдь не исчерпывается. Продолжает наращивать свою активность в регионе Турция. Причем касается это не только преимущественно мусульманской Албании и отколовшегося от Сербии косовского сепаратистского образования, а также Северной Македонии и Боснии, где у мусульман (албанцев и бошняков соответственно) есть блокирующий пакет акций в государственном управлении. Турецкое влияние все очевиднее и значимее и в «основной» Сербии.
Базой данного проникновения является экономика. Объем торговли между двумя странами за десять лет увеличился пятикратно. По данным Агентства развития Сербии, Турция реализует в Сербии более 4% инвестиционных проектов, уступая в этом плане лишь странам Евросоюза, Китаю и США. Реализуются важнейшие амбициозные инфраструктурные начинания – так, турецкая компания «Taşyapi» стала ключевым инвестором строительства автомагистрали Белград-Сараево. (Это, повторимся, без учета проектов в Косово, типа реконструкции приштинского аэропорта или строительства автомагистрали, связывающей край с Албанией). Но активность закономерно обретает и культурно-политические формы. В первую очередь это касается юго-западной территории, исторически называющейся Новопазарским санджаком, где половину населения составляют мусульмане.
В конце августа Сербию с официальным визитом посетил турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Он подписал меморандум о взаимопонимании ведомств со своим визави Николой Селаковичем, встретился с премьер-министром Аной Брнабич и президентом Александром Вучичем. Но кульминацией поездки стало торжественное открытие в городе Нови-Пазаре (свыше 80% мусульманского населения) генерального консульства Турции, ставшего там первым иностранным дипломатическим представительством. Сам Чавушоглу назвало это событие историческим.
Заочно на торжественном мероприятии присутствовал и Эрдоган. Он вполне разделил энтузиазм главы своего МИДа, пообещав, что генконсульство поспособствует еще большему культурному и инвестиционному присутствию Турции в этих местах. Местные жители ответили взрывом бурного восторга, множество примет которого было отмечено наблюдателями. Например, в СМИ появилась фотография мальчика в шапке с турецким флагом и в шарфе с именем высокого заочного гостя.
По сути дела, Анкара действует теми же методами, что и в молдавской Гагаузии, создавая ситуацию «двойного», «параллельного» суверенитета, постепенно сравнивающегося по весомости с суверенитетом Белграда. В среднесрочной перспективе цель скорее не откол территории по косовскому образцу, а получение пакета акций в делах всей Сербии, как у боснийских мусульман и македонских албанцев.
Свидетельством движения в этом направлении стал громкий конфликт, аккурат совпавший с визитом Чавушоглу. Министерство образования решило ознаменовать начало учебного года исполнением на школьных линейках национального гимна «Боже правде». Это вызвало резкий протест у национального совета сербских мусульман. «Гимн ”Боже правде” является отражением исключительно сербской идентичности и общесербского жизненного пространства, исключающим все остальные народы, поэтому он неприемлем [для нас]… Уважение – это двусторонний процесс, вас будут уважать так же, как вы уважаете других. В данном случае указ министра начать учебный год с исполнения сербского гимна нами рассматривается как неуважение к различию и провокация в отношении несербских народов» - говорилось в заявлении организации.
Постепенно разнообразная «мягкая сила» Анкары проникает и в Черногорию, где объектом ее приложения выступают местные албанцы и места их компактного проживания. Пример – город Ульцин на границе с Албанией, где недавно открылась государственная библиотека с ассортиментом книг исключительно на албанском языке. Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA), традиционно являющееся важнейшим незаменимым инструментом экспансии, присутствует здесь уже давно, а несколько месяцев назад открыло исламский культурный центр «Мунира».
В июне Черногорию посетил доктор богословских наук Али Эрбаш, руководитель турецкого Управления по делам религии. Поучаствовав в церемонии закладки фундамента мечети и исламского культурного центра, он произнес пламенную речь перед единоверцами. Пообещав, что мечетей будет больше и воспев мультикультурализм и толерантность Османской империи, которая «показала лучшие примеры совместной жизни в мире на протяжении сотен лет на Балканах», гость закончил выступление так: «Когда я сказал нашему президенту, что собираюсь посетить земли, где живут наследники Фатиха [османского султана Мехмеда II, завоевавшего Балканы], президент Реджеп Тайип Эрдоган сказал следующее: “Передай мои приветствия моим братьям”. Иншаллах, я передам и ему ваше приветствие».
Есть основания полагать, что Эрдоган не просто передает приветы балканским потомкам Фатиха, а видит в них силу, которая позволит ему повторить достижения великого предшественника, пусть, вероятно, и несколько другими методами.