После терактов 11 сентября, 20-летие которых отмечается в эти дни, Конгресс США одобрил «Патриотический акт», призванный предотвращать терроризм. В ответ группы защитников гражданских свобод раскритиковали этот документ, заявляя, что он позволяет правоохранительным органам вторгаться в частную жизнь граждан, а также устраняет судебный надзор над полицией и разведывательными службами. Администрация Буша также использовала события 9/11 в качестве основания для начала секретной операции Агентства национальной безопасности «по прослушиванию телефонных разговоров и вскрытию электронной корреспонденции между жителями США и других стран без наличия судебного распоряжения».
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает в этой связи, что "тогда не было полной необходимости в принятии этих законов. Они были приняты скорее на эмоциональном всплеске, потому что ограничение прав человека, то есть усиление полицейской составляющей власти, мало что дало. В конечном счете никаких террористических организаций на территории США в результате применения этих законов разоблачено не было. 11 сентября - это перелом, после которого США формально стали отказываться от тех принципов, на которых строилось это государство. Это произошло и во внешней политике, которая стала уже открыто агрессивной, это произошло и во внутренней политике, где очевидно нарастание признаков полицейского государства".
По словам эксперта, "что касается сохранения экстерриториальности этих законов США, то они сохранятся и дальше. США, по большому счету,провинциалы, и в США искренне уверены, что их окружной суд где-нибудь в Оклахоме вполне способен принять судебное решение по поводу короля или президента другой страны. Это им кажется естественным и нормальным. Поэтому это у них будет сохранено. Этот принцип был в США всегда и никогда не ставился под сомнение. Но раньше ему мешал здравый смысл, а теперь они верят, что они не только имеют на это право, но это естественно и нормально".