Москва
23 ноября 2025 / 15:26
Москва
23 ноября 2025 / 15:26
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Политика
Гаити: хронические будни тропического рая
В стране политический и социальный хаос
17 сентября 2021 / 00:00
Гаити: хронические будни тропического рая

Василий Михайлов, политолог

Поступающие из Гаити сообщения рисуют весьма мрачную картину социального и политического хаоса, который царит в этой маленькой и нищей карибской стране не только последние десятилетия, но практически на протяжении всей её истории. Очередное обострение хронического кризиса произошло 7 июля, когда в своей резиденции в Порт-о-Пренсе был убит президент Гаити Жовенель Моиз. В эти дни - новая волна смятения и неразберихи.

14 сентября местная прокуратура предъявила премьер-министру Гаити Ариэлю Анри обвинение в убийстве президента. В ответ глава правительства уволил своего «обидчика» - главного столичного прокурора Бед-Фора Клода. Одновременно с этим бывший спикер сената не смог принести присягу в качестве временного президента Гаити из-за стрельбы возле парламента. Одним словом, для жителей Гаити просвета не видно, как не было видно никогда.

Эксперты, которые наблюдают за ситуацией на Гаити в последние десятилетия, сходятся во мнении, что эту страну преследует некий злой рок. Он не позволяет этому небольшому государству, занимающему западную часть одноименного острова в Карибском море (на востоке острова — относительно благополучная по меркам Латинской Америки Доминиканская республика), вылезти из непроглядной нищеты, политического хаоса, коррупции, целого клубка социальных проблем, таких как болезни, неграмотность, безработица, преступность. Еще со времен правления диктаторского клана Дювалье (Франсуа Дювалье — 1957-1971 гг., и его сын и «пожизненный президент» Жан-Клод Дювалье — 1971-1986 гг.) Гаити считается самой бедной страной Западного полушария и, пожалуй, по степени нищеты может «потягаться» с самыми бедными странами в других частях света.

До сих пор не ясны все обстоятельства убийства 7 июля этого года президента Моиза. Его супруга, выжившая при нападении наемников и переправленная позже в Майами, 1 заявила, что её муж погиб от руки тех, кто якобы пытался воспрепятствовать реализации намеченных им социальных реформ, касающихся строительства дорог, обеспечения населения питьевой водой и проч. Но это отнюдь не проливает свет на истинные причины убийства главы государства. Вероятно, они могли бы  быть вскрыты, если бы было исполнено распоряжение  «правительственного комиссара», то есть прокурора при суде первой инстанции Порт-о-Пренса, который на днях подал ходатайство о запрете выезда из страны в отношении премьер-министра Ариэля Анри «по причине серьезных подозрений в убийстве президента республики г-на Жовенеля Моиза». Кто знает, может быть прокурор и в самом деле что-то знал. Но теперь, похоже, от него никто ничего не узнает, поскольку после демарша прокурора пр

емьер его просто уволил за «серьезные административные нарушения». Не исключено, что по печальной «традиции» Гаити, заложенной еще отцом и сыном Дювалье, согласно которой оппозиционные деятели долго не живут, прокурора ждёт судьба президента Моиза.

Возвращаясь к разговору о злом роке Гаити, нельзя не сказать, что практически сразу после очередного обострения политической нестабильности, вызванной убийством президента Моиза, на страну обрушились новые, теперь уже природные беды. 14 августа на юго-западе Гаити произошло землетрясение магнитудой 7,2 балла, в результате которого погибло более 2  000 человек. Власти объявили чрезвычайное положение в стране. Поисково-спасательные работы затруднялись труднодоступностью некоторых пострадавших районов. Но и это было еще не всё. 16 и 17 августа на зону землетрясения обрушился тропический шторм Грейс, который увеличил объем разрушений и жертв. По предварительным подсчетам, разрушено около  130 тысяч домов.

 

Нынешнее землетрясение, естественно, напомнило беспрецедентно разрушительное землетрясение на Гаити в январе 2010 года, когда погибло более 222 тысяч человек, а материальный ущерб оценивался в 6 млрд долларов. Тогда полностью в руинах оказалась столица Порт-о-Пренс, где живет подавляющее большинство граждан страны. Были разрушены президентский дворец, здания многих министерств, а жилые кварталы представляли собой груды обломков. Страна  с тех пор так и не пришла в себя, и сегодняшние беды только усугубили ситуацию.   

Западные аналитики, сообщая об экономическом положении Гаити, в свойственной им сухой манере указывают, что нынешняя природная катастрофа, произошедшая на фоне политических потрясений после убийства президента Моиза, «усугубляет общую нестабильность, которая оказывает давление на экономический рост». Международные финансовые организации весьма скептически смотрят на будущее Гаити. Например, Всемирный банк не верит, что до 2023 года страна вернется к уровню ВВП до пандемии. Некое экономическое восстановление возможно, считает Всемирный банк, если будет восстановлена относительная политическая стабильность. А откуда ей взяться, если временный президент не может принести присягу из-за уличной перестрелки, а жизнь столичного прокурора висит на волоске из-за того, что он выдвинул обвинения против премьер-министра?

Некие надежды  на достижение политической стабильности на Гаити возлагались на всеобщие выборы, которые были запланированы на ноябрь этого года. Но теперь, после природной катастрофы, выборы, похоже, в этом году не состоятся по причине того, что власти по объективным причинам должны уделить все свое внимание гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения и урагана. Хотя, что они смогут сделать, если Гаити — хронический банкрот? Кроме того, даже если выборы и будут проведены, они отнюдь не гарантируют выход Гаити из социального и политического хаоса, в котором, как сказано выше, страна живет уже не первое десятилетие. Пока у Гаити нет другой традиции. Нет выхода. Нет надежды.