Юрий Веселов, военный обозреватель
Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели 29 сентября переговоры в Сочи. Встреча продлилась порядка трех часов, сообщает ТАСС. Заявлений для прессы по их итогам сделано не было.
Между тем, переговоры в Сочи проходили на фоне острого обострения военной обстановки на севере Сирии. В провинции Аль-Хасака два дня назад турецкие войска попытались сбить вертолет Ми-24 Военно-Космических сил России. Командование российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии довольно спокойно отреагировало на очередную провокацию турок, назвав ее «привычной выходкой».
В ночь на 27 сентября командование ВС Турции перебросило в провинцию Идлиб довольно крупную часть войск, насчитывающую до 200 танков и бронетранспортеров, несколько десятков единиц самоходных артиллерийских установок, большое количество военнослужащих и несколько десятков автомашин с боеприпасами.
Одновременно турки привели в повышенную боеготовность подчиненные им незаконные вооруженные формирования (НВФ) сирийской оппозиции в провинциях Идлиб, Хама, Алеппо и Латакия, выдвинув отряды боевиков на позиции вдоль линии соприкосновения с правительственными войсками Сирии. Боевики заметно повысили интенсивность артиллерийского огня по правительственным войскам практически на всем протяжении границы «зоны деэскалации», а в некоторых районах проводят разведку боем с выходом мелких групп к переднему краю обороны ВС Сирии.
В свою очередь, боевая авиация ВКС России и ВВС Сирии постоянно наносит удары высокоточными боеприпасами по военным объектам боевиков НВФ, в первую очередь, по командным пунктам, узлам связи и складам боеприпасов. Артиллерия сирийской правительственной армии ведет обстрелы скоплений боевиков и их военной техники.
Турецкое командование постоянно заявляет о том, что не допустит наступления сирийской правительственной армии в «зоне деэскалации», включающей территории провинций Идлиб, Алеппо и Латакия, угрожая прямым военным вмешательством в боевые действия на стороне лояльных Турции отрядов вооруженной оппозиции.
На этом фоне Реджеп Эрдоган заявлял о намерении достичь с президентом России Владимиром Путиным чуть ли не новых исторических договоренностей. В том числе и по Сирии.
Сейчас трудно предсказать, что имел в виду турецкий лидер. Ясно, что попытается выторговать сохранение «зоны» в Идлибе со всеми лояльными ему сирийскими боевиками-головорезами. Где еще ему найти по сути бессловесное пушечное мясо для защиты интересов Турции в Ливии, на Южном Кавказе, а теперь уже и в Афганистане?
Что касается интересов России, то ей нужен освобожденный от террористов и исламских экстремистов север Сирии: Москва и так уже задержалась с решением данной проблемы, предоставив Анкаре в свое время карт-бланш. Хотя, надо полагать, не особо-то и верила в надежность обещаний Эрдогана и взятых им обязательств…
Однако и президент России, и лидер Турции отчетливо осознают, что без решения проблемы террористического анклава, полноценный и всеобъемлющий политический процесс в Сирии запустить невозможно. В то же время вслед за нейтрализацией сирийской вооруженной оппозиции в одной только «зоне деэскалации» и установлением на этой территории суверенитета законной власти - +Турции здесь делать будет нечего. Ей тогда придется лоб в лоб столкнуться с США, которые стоят на защите сирийских курдов, объявленных Анкарой террористами.
Вряд ли Москва в сложившихся условиях в очередной раз «потрафит» Эрдогану.
Нет сомнения в том, что переговоры были сложными и напряженными. Не даром Эрдоган анонсировал их форму – с глазу на глаз. Значит, не желает оглашения их хода и развития. Позднее в своем Telegram-канале Эрдоган написал: "После продуктивных переговоров с моим коллегой Путиным мы покинули Сочи". И все.