Москва
23 ноября 2025 / 13:45
Москва
23 ноября 2025 / 13:45
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Безопасность
Политическая бесцеремонность Анкары, как средство демонстрации силы
Турция претендует на присвоение права фактической оккупации севера Сирии
5 октября 2021 / 18:43
Политическая бесцеремонность Анкары, как средство демонстрации силы

Юрий Веселов, военный обозреватель

«Если будет признано право России и США на ввод (своих войск) в Сирию, то Турция также признает свое право находиться в этой стране», заявил Ибрагим Калын, официальный представитель президента Турции в интервью германскому журналу «Дер Шпигель».

Сразу следует подчеркнуть, что руководство Турции приступило к поэтапной ползучей агрессии против Сирии в августе 2016 года проведением войсковой операции «Щит Евфрата», захватив к марту 2017 года территорию между Манбиджем и Африном. Турецкие официальные лица оправдывали военное вторжение и продолжают утверждать, что действуют в интересах обеспечения безопасности своих южных границ и защиты мирного сирийского населения от террористов.

Под термином «террористы» Анкара подразумевает близкие по идеологии к Рабочей партии Курдистана (РПК) вооруженные формирования курдских «Сил народной самообороны», которые объявлены в Турции террористической организацией и составляют основу созданных в 2018 году под эгидой США арабо-курдских «Сирийских демократических сил» (СДС).             

В результате последующих операций  против сирийских курдов туркам удалось установить контроль над анклавом Африн (северо-запад провинции Алеппо), создать вдоль сирийско-турецкой границы зону безопасности глубиной до 32 км, подмять под себя, обеспечить тяжелым оружием, бронетехникой и объединить под своим командованием практически все незаконные вооруженные формирования в «зоне деэскалации» на территории провинций Идлиб, Алеппо, Хама и Латакия.

Ибрагим Калын опроверг утверждение многочисленных политических деятелей в Западной Европе о том, что Турция в нарушение международного законодательства оккупирует Сирию. «Если кто и нарушает законы, то это сирийский режим и курдские вооруженные формирования – последователи РПК. Башар Асад сейчас утерял законность по управлению сирийским государством, и я призываю Запад к усилению санкций против Сирии», - подвел итог советник Реджепа Эрдогана.

Как и все, находящиеся во власти турецкие политики, Ибрагим Калын безответственно лукавит: турецкое военное присутствие в Сирии он ставит на один уровень с российским, избегая упоминать, что турок в эту страну никто не приглашал. Не говоря уже о разрешении на это сирийского правительства. Оно с самого начала вторжения и в последующем классифицирует действия османов в качестве военной агрессии против суверенного государства.

Калын обходит молчанием незаконность военного присутствия США в Сирии, лишь только сетуя на то, что Вашингтон объединил сирийских курдов в мощную организацию и вооружил ее современным оружием. Американское присутствие к востоку от Евфрата остается непреодолимым барьером на пути геополитических устремлений турецкой элиты.

Показательным является то, что Ибрагим Калын дал интервью германскому изданию после турецко-российской встречи в Сочи, в ходе которых, по просочившимся из Анкары сведениям, Реджеп Эрдоган якобы предлагал президенту России Владимиру Путину заключить соглашение об «урегулировании курдской проблемы» в Сирии.

Можно представить, что турок подразумевал под словом «урегулирование», и в какую авантюру Эрдоган хотел втянуть Россию. Зная турецкий менталитет, с большой долей уверенности можно предполагать, что Эрдоган пытался провести торг: сдать на откуп Дамаска и Москвы недобитых террористов в Идлибе в обмен на «совместную» войну против курдов восточнее Евфрата.

Российская сторона по Сирии занимает четкую и определенную позицию, которая была подтверждена министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым на переговорах 4 октября в Москве со своим египетским коллегой Самихом Шукри. Россия выступает за вывод из Сирии всех незаконно находящихся в стране иностранных войск, политическом урегулировании на основе выполнения резолюции Совета Безопасности ООН 2254, сохранении территориальной целостности, суверенитета и не вмешательстве во внутренние дела этого арабского государства.

Риторика турецких политиков относительно сохранения своего военного присутствия в Сирии с целью обеспечения безопасности юга Турции не как не оправдывает политику Анкары по поддержке и оказанию военной помощи террористическим и другим незаконным вооруженным формированиям в Сирии.