Сергей Саенко, международный обозреватель
Как сообщило накануне китайское информационное агентство Xinhua, 5 октября официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин ответила на вопросы журналистов, касающиеся заявления ее коллеги из Госдепартамента США по Тайваню. А заявление официального представителя американского внешнеполитического ведомства Неда Прайса заключалось в том, что Вашингтон глубоко обеспокоен военной активностью Китая вблизи Тайваня, которая, по его словам, носит дестабилизирующий характер, чревата просчетами и подрывает мир и стабильность в регионе. США призвали Китай прекратить оказывать давление на Тайвань и угрожать ему.
На это заявление г-на Прайса Хуа Чуньин ответила, что США пора прекратить делать безответственные заявления по этому поводу, поскольку Тайвань является частью Китая. По ее словам, в последнее время Соединенные Штаты беспрерывно предпринимают различные негативные действия, такие, как поставка вооружений Тайваню и укрепление американо-тайваньских официальных контактов в военной сфере. При этом Хуа Чуньин отметила, что принцип одного Китая является политической основой китайско-американских отношений.
Озабоченность официального Пекина не лишена оснований. Ведь совсем недавно США опубликовали планы продажи Тайваню вооружений на общую сумму $750 млн. К тому же американские военные самолеты часто приземляются на острове, а военные корабли США регулярно пересекают Тайваньский пролив.
Китай в свою очередь буквально накануне отработал условный удар по Тайваню, задействовав для этого 52 боевых самолета. Данная тренировка стала крупнейшей демонстрацией силы Пекина за весь многолетний период его противостояния с островным государством. Как считают эксперты, в случае военного конфликта Китай способен уничтожить Тайвань за несколько минут. В то же время США являются, пожалуй, самым важным союзником Тайбэя. Особенно что касается сотрудничества по линии обороны. При этом Вашингтон активно использует связанный с островом территориальный вопрос для давления на Пекин.
При этом Соединенные Штаты намеренно сохраняют двусмысленность касательно статуса Тайваня, одновременно негласно поощряя Тайбэй за различные заявления по поводу «независимости» острова. Правда, Вашингтон не допускает сваливания ситуации в непредсказуемую зону военного конфликта континентального Китая и островного Тайваня. Но вся эта игра США вокруг островной непризнанной Китайской Республики очень раздражает официальный Пекин.
Китайские власти вообще считают, что значительная часть международных вод в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) принадлежит именно КНР. Речь идет в первую очередь о спорных водах в районах Тайваня, Филиппин, Вьетнама, Малайзии и других стран. В этой связи официальный Пекин предпринимает меры для усиления контроля за морскими путями, через которые проходит немалая доля мировой торговли. Именно с целью продемонстрировать свою военную силу Китай устроил беспрецедентную игру мускулами вблизи Тайваня, которая была приурочена к отмечавшейся в стране 1 октября 72-й годовщине создания КНР.
При этом эскалация в небе у берегов Тайваня совпала с новой войной нервов между Китаем и Индией в горах Кашмира: индийский МИД обвинил официальный Пекин в попытках изменить статус-кво вдоль линии контроля в Восточном Ладакхе. «Китай продолжает размещать большое количество войск и вооружений в приграничных районах. Именно в ответ на действия Китая нашим вооруженным силам пришлось принять соответствующие меры, чтобы гарантировать полную защиту интересов безопасности Индии», – заявил официальный представитель внешнеполитического ведомства страны Ариндам Багчи. По словам индийского дипломата, Китай несет полную ответственность за военную напряженность на границе с Индией в Восточном Ладакхе.
Заявление представителя МИД Индии прозвучало в ответ на утверждения Китая о том, что первопричиной напряженности в двусторонних отношениях стали экспансионистские действия Нью-Дели. Действительно, ранее на прошлой неделе официальный представитель китайского МИД Хуа Чуньин заявила, что «Индия давно проводит наступательную политику в отношении КНР, осуществляя вторжение своих военнослужащих на китайскую территорию». Взаимные обвинения Индии и Китая в наращивании сторонами боевых группировок в Гималаях не лишены оснований. Так, командующий сухопутными войсками Индии генерал Манодж Нараване заявил, что Китай значительно увеличил воинский контингент вдоль границы длиной 3,5 тыс. км, и это вынуждает Нью-Дели принять ответные шаги и перебросить в Гималаи дополнительные силы и современные виды вооружений. Одним словом, ситуация в Восточном Ладакхе в последние дни серьезно накалилась
Одни эксперты связывают нынешнюю вспышку индо-китайской полемики с событиями в Афганистане, что ухудшило стратегическое положение Индии в регионе. В Нью-Дели опасаются, что Пакистан, близкий партнер Китая, окажет ему поддержку в конфликтной ситуации. Другие эксперты полагают, что обострение отношений между Нью-Дели и Пекином в первую очередь связаны с существенными сдвигами в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) в целом, которые Пекин увязывает с враждебными происками США. Это, во-первых, попытка «вставить зубы» QUAD – группировке четырех держав в составе США, Австралии, Индии и Японии, которая до сих пор больше походила на бумажного тигра. А во-вторых, объявлением 15 сентября США, Австралией и Великобританией о создании военного альянса AUKUS. Считается, что главной целью этих двух объединений является сдерживание Китая в ИТР.
В заключение отметим, если бы противостояние Нью-Дели и Пекина в Восточном Ладакхе ограничивалось дипломатическими уколами, то это вряд ли кого-нибудь, кроме комментаторов и экспертов, могло взволновать. Но ведь в Гималаях смотрят друг на друга сквозь прорези прицелов люди, готовые вступить в настоящую, а не словесную схватку. И не будем забывать, что в этом противостоянии участвуют две ядерные державы с населением почти в три миллиарда человек, что чревато непредсказуемыми последствиями не только для ИТР, но и всего мира.