Москва
23 ноября 2025 / 13:32
Москва
23 ноября 2025 / 13:32
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Безопасность
Идлиб: приближается развязка?
Не исключено, что в ближайшей перспективе Идлиб в очередной раз станет самой горячей точкой на политической карте Сирии
7 октября 2021 / 12:44
Идлиб: приближается развязка?

Юрий Веселов, военный обозреватель

После временного приостановления действий ВКС России и сирийской правительственной армии в период проведения в Сочи 29 сентября турецко-российских переговоров на высшем уровне военная активность против незаконных вооруженных формирований в «зоне деэскалации» Идлиб возобновилась. Артиллерия сирийской армии с начала октября продолжила обстрелы позиций и объектов в ряде районов провинций Хама, Идлиб, Алеппо и Латакия с одновременным нанесением авиационных ударов российскими и сирийскими боевыми самолетами.

Новым моментом является активное применение сирийскими войсками поставленных Ираном ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), в том числе «дронов-камикадзе». Эти средства в основном применяются против выявленных военной разведкой полевых командиров во время проведения совещаний или их передвижения на местности. Так, только в период с 3 по 5 октября в провинции Идлиб были уничтожены шесть полевых командиров и влиятельных активистов «Гайат Тахрир аш-Шам» (бывшая «Ан-Нусра», запрещенная в России исламская террористическая группировка).

Командование ВС Сирии продолжает наращивать группировку войск по периметру «зоны». По сообщению арабского регионального издания «Аш-Шарк аль-Аусат», к южным границам провинции Идлиб перебрасываются штурмовые подразделения 25 бригады специального назначения и 5-го армейского добровольческого корпуса. В провинции Хама идет сосредоточение частей элитной 4 танковой дивизии Республиканской гвардии, переброшенной из провинций Деръа и Ас-Сувейда. На западе Алеппо в выжидательных районах занимает позиции 16 бригада палестинского спецназа. Данным частям приданы отряды различных милицейских формирований.

В свою очередь, незаконные вооруженные формирования в «зоне деэскалации» приведены в полную боевую готовность. Их основные силы заняли позиции вдоль линии разделения, а артиллерия, танки и другая тяжелая военная техника сосредоточены в непосредственной близости от наблюдательных пунктов и гарнизонов ВС Турции. Противник также ведет стрельбу по сирийским правительственным войскам.

Турецкое командование проводит перегруппировку своих сил в основном на  высотах Аз-Заувия на юге провинции Идлиб с одновременным усилением их боевых возможностей. Так, 5 октября турки заняли новый опорный пункт силами до двух танковых и пехотных рот, артиллерийского дивизиона с приданными подразделениями обеспечения. Подразделения своим ходом прибыли из Турции через пограничный переход Кфар-Люис на западе Идлиба. Одновременно из района высот переброшены на север провинции в район автотрассы М4 два турецких гарнизона.

По состоянию на 7 октября 2021 года, на северо-западе Сирии турки развернули 79 опорных пунктов (вместо 12 положенных по договору между Россией и Турцией) с общей численностью примерно 15 тысяч военнослужащих.   

О возможном начале активных военных действий на северо-западе Сирии свидетельствуют заявления турецких и российских политиков. В частности, официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын недавно подверг сомнению законность военного присутствия России в Сирии и, наоборот, пытался оправдать турецкую поддержку незаконных формирований на северо-западе этой арабской страны.

В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров после завершения в Москве переговоров с египетским коллегой Самихом Шукри заявил, что «на северо-западе Сирии сохраняется присутствие вооруженных отрядов террористов и экстремистов, которые постоянно обстреливают из артиллерии сирийские правительственные силы и представляют угрозу безопасности российских войск в этой стране».

И еще. По заявлению пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, озвученному после завершения турецко-российского саммита в Сочи, диалог лидеров обеих стран по сирийской тематике касался только тех пунктов предыдущих договоренностей, которые не выполнила турецкая сторона.

Таким образом, можно согласиться с просочившимися в турецкие СМИ сведениями о том, что по вопросу о Сирии президенты России и Турции на сочинской встрече «договорились» сохранить статус-кво, не найдя выхода из сложившейся ситуации. Реджеп Эрдоган не готов и не заинтересован в разоружении незаконных вооруженных формирований в «террористическом анклаве» Идлиб, рассматривая их в качестве своего стратегического союзника для достижения геополитических целей в Сирии.

Россия и Сирия на законных основаниях оценивают незаконные вооруженные формирования в качестве угрозы национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета сирийского государства. Эта угроза должна быть устранена.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             -ю