Москва
23 ноября 2025 / 13:15
Москва
23 ноября 2025 / 13:15
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Политика
Япония: от выборов до выборов
Приоритеты нового премьер-министра Японии
8 октября 2021 / 14:21
Япония: от выборов до выборов

Андрей Ильяшенко, международный обозреватель

Новый премьер министр Японии Фумио Кисида, избранный на этот пост 4 октября, представил публике свое правительство. Однако первоочередная его задача на сегодняшний день - не преодоление последствий эпидемии ковида в экономике и социальной сфере, а убедительная победа на парламентских выборах, которые состоятся вот-вот - 31 октября.

Собственно, вся интрига со сменой премьер-министра была затеяна правящей Либерально-демократической партией Японией (ЛДПЯ) во многом с прицелом на выборы. Правительство Ёсихиде Суга, не просуществовав и года, стремительно теряло популярность, и сразу после окончания мероприятий токийской Олимпиады политическая жизнь в стране пришла в бурное движение. Суга отправился в отставку, его место в результате драматичной борьбы закулисных политических воротил ЛДПЯ занял Кисида, политик старой школы, без особой харизмы, но чрезвычайно опытный, умеренный консерватор и мастер компромисса. Ему и предстоит сражаться на предстоящих выборах, и при неблагоприятном для ЛДПЯ исходе взять на себя политическую ответственность.

Действительно, в результате смены премьера и правительства, рейтинг одобрения кабинета резко выправился, и по разным опросам составляет от 45 до 60 процентов. На это и был расчет, однако по этому показателю новый кабинет демонстрирует худшие за последние 20 лет результаты, отмечает влиятельная газета «Асахи». Так что стартовые позиции у Кисида не идеальные.  

Поэтому он торопится использовать переменчивые симпатии избирателей и в экстренном порядке назначил очередные выборы в нижнюю – ключевую - палату японского парламента на 31 октября. Столь короткий срок от формирования нового кабинета до парламентских выборов в послевоенной истории Японии отмечен впервые. Кроме того, на днях в Японии на фоне резкого снижения заболеваемости резко смягчили антиковидные ограничения, но никто не знает, как долго продержится позитивный политический эффект от этого решения.  

Естественно и новые лица в правительстве должны показать избирателям нацеленность ЛДПЯ на перемены, ее новый образ. Обновлен практически весь кабинет за исключением министра иностранных дел Тосимицу Мотэги и министр обороны Нобуо Киси. Причем из 20 министров 13 заняли свои высокие посты впервые. В состав правительства вошли также три женщины. На лицо и стремление к омоложению министерского корпуса: недавно созданное государственное министерство по цифровизации возглавит 44-летняя Карэн Макисима, а новый пост министра по проблемам экономической безопасности, призванный, в частности, пресекать утечки технологических секретов, возглавил 45-летний Такаюки Кобаяси – весьма молодые по японским меркам политики.

Однако, главное, что Кисида хотел бы предложить избирателям – это гуманизацию японского капитализма. В частности, он пообещал скорректировать «абэномику» (программу экономического стимулирования, которую реализовывал бывший премьер Синдзо Абэ и его преемники Ёсихиро Суга), чтобы сдержать рост неравенства в доходах. Кроме того, одна из его ключевых задач заключается в восстановлении экономики, пострадавшей от пандемии COVID-19. В повестке дня проект по превращению Японии в мировой центр науки и технологий, а также стимулирование экономического роста за счет цифровизации. Звучит свежо, но детали пока не объявлены. Неясны и масштабы коррекции «абэномики» с учетом того, что своим назначением на пост премьера Кисида, похоже, во многом обязан именно Абэ, ныне «серому кардиналу» ЛДПЯ.  

Во внешней политике, которая меньше беспокоит японского избирателя, особых новаций не предвидится.

После завершения процедур по формированию кабинета Кисида первым делом позвонил президенту США Джо Байдену. "Мы подтвердили готовность продолжить укреплять японско-американский альянс, работать над реализацией концепции свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона", - заявил японский премьер журналистам.

Затем Кисида связался со своим австралийским коллегой Скоттом Моррисоном и поприветствовал создание военно-технического партнерства AUKUS (США, Великобритания, Австралия). Это теперь тоже японский внешнеполитический приоритет.

Выступая же 8 октября в парламенте Японии Кисида отметил: "Я выведу японско-американский альянс, который является основой мира и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе и во всем мире, на новые высоты". Премьер добавил, что будет активно способствовать развитию альянса в рамках Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad), в который, помимо Японии и США, входят Австралия и Индия.

Иными словами, новый глава японского правительства подтвердил продолжение курса на участие Японии в многосторонней системе сдерживания КНР в индо-тихоокеанском регионе, в том числе военными средствами. Здесь именно Япония выступает как главная опора и союзник США. Однако не ясно, как в условиях очевидного нарастания конфронтации между США и КНР Токио удастся защитить свои немалые экономические интересы в Китае и, главное, не оказаться в эпицентре потенциального конфликта. В стране уже высказывается беспокойство по поводу того, что политика диалога с КНР может уступить место силовому противостоянию, что, учитывая географическое положением Японии, может оказаться для нее фатальным.

Без сюрпризов обозначен и подход Кисида к российско-японским отношениям.

Японский премьер 7 октября по телефону поздравил Владимира Путина с днем рождения и заявил, что "в прошлом базовая позиция правительства Японии заключалась в том, что мирный договор будет подписан после прояснения вопроса принадлежности четырех островов. Изменений в том, что мы будем продолжать переговоры на основе этого базового курса, нет". В то же время Кисида готов "продвигать вперед отношения Японии и России, проводя встречи с президентом Путиным и выстраивая доверительные отношения".

Это означает, что официальные переговорные позиции сторон по вопросу островов и мирного договора остаются диаметрально противоположны. Кисида упомянул также сингапурские договоренности, достигнутые между Путиным и Абэ в 2018 году. Имеется в виду учет положений российско-японской декларации 1956 года, в которой упомянута возможность передачи Японии двух островов.  Однако рамки применения этого документа 65-летней давности в современных условиях вызывают множество оговорок. Среди них – непризнание Японией итогов Второй мировой войны в части территориального размежевания с Россией, а также фактор крепнущего день ото дня японо-американского военного союза.  

Между тем, в августе нынешнего года Москва сделала сильный ход. Принято решение, что на Южных Курилах будет создана свободная экономическая зона с обширным набором льгот для зарубежных инвесторов. Их приход на Курилы и, главное, работа по российским законам означает расширение международного признания российского суверенитета на эти территории и на сферу экономики. Препятствовать этому процессу станет крайне неблагодарной и сложной задачей для японской дипломатии. Тем более, что у Москвы практически безупречная международно-правовая основа для утверждения на Южных Курилах своего суверенитета – Ялтинские соглашения, Сан-Францисский мирный договор 1951 года, Устав ООН, Совместная российско-японская декларация 1956 года и т.д. Токио уже выразил протест, но как поведет себя в этих условиях новый японский кабинет, пока не ясно.

Кроме того, достаточно очевидно, что, политический диалог с Россией, в том числе и по мирному договору Токио намерен вести в контексте задачи перебалансирования российской внешней политики на Дальнем Востоке, некоего отстранения Москвы от Китая в условиях нарастания противостояния КНР и Запада. А больших иллюзий по поводу того, что Москва в обозримом будущем может отдать острова, в Токио конечно нет.

Однако, все эти внешнеполитические проблемы стояли перед японским правительством и до Кисиды, и видимо, будут актуальны для его преемника. А у нового премьера сейчас в повестке выборы. Ради них он даже отказался от яркого внешнеполитического дебюта - поездки на «двадцатку» в Италию. Что злые языки не преминули уже поставить ему в вину.