Сергей Саенко, международный обозреватель
В российской столице 11-13 октября с визитом находилась замгоссекретаря США Виктория Нуланд, отвечающая в ведомстве за отношения с Европой и Евразией. Ее визит в Москву, организованный по инициативе Вашингтона, проходил на фоне нового витка обострения отношений между двумя странами, когда США приняли очередную порцию санкций в отношении 35 высокопоставленных россиян, а конгресс в ультимативной форме потребовал от Москвы расширить штат американского посольства, либо из Вашингтона вышлют 300 российских дипломатов. В ответ на это МИД России указал, что такого числа российских дипломатов в Вашингтоне попросту нет.
Отметим, что этому визиту предшествовала процедура, в дипломатической практике небывалая, но наглядно отражающая нравы современной мировой политики. Виктория Нуланд, известная бескомпромиссно критической позицией в отношении России и активным участием в украинских событиях 2014 года, числилась в запретном списке на въезд. Запрет отменили в результате зеркальной договоренности: Москва пустила Нуланд, а Вашингтон – российского дипломата, который не мог въехать по аналогичной причине. Хорошо, конечно, что договорились, но по большому счету это выглядит весьма странно. Для выполнения рутинной дипломатической работы в рамках профессиональных обязанностей требуется специальное политическое решение. Такого не было даже во времена холодной войны.
Судя по всему, настойчивость, с которой г-жа Нуланд стремилась приехать в Москву, может свидетельствовать о том, что администрации Джо Байдена очень хотелось выяснить, каковы реальные перспективы российско-американских отношений и какова их предсказуемость. Видимо, их эскалация Белому дому совершенно не нужна, поскольку вся деятельность предшествующих месяцев показывает: нынешняя американская администрация четко определилась с приоритетами на мировой арене. А приоритетом номер один, кратно превосходящим по значимости все остальное, является сдерживание Китая. Особенно это заметно на фоне все ухудшающихся в последнее время американо-китайских отношений, обострение которых случилось из-за ситуации вокруг Тайваня.
Правда, это совсем не значит, что российская тема совсем ушла в политике США на второй план. К примеру, Пентагон постоянно напоминает о военной мощи Москвы как об источнике крайней обеспокоенности. Отсюда и интерес к стратегическим консультациям в Женеве, которые начались после июльской встречи Джо Байдена и Владимира Путина. Но во многих вопросах Россия все больше рассматривается сквозь призму противостояния США с Китаем. В том числе и там, где речь идет о факторах, способных отвлечь Вашингтон от основного направления конфронтации. Речь идет в первую очередь об Украине. Насколько можно судить, Белый дом заинтересован в том, чтобы отношения Москвы и Киева, в первую очередь касательно ситуации вокруг Донбасса, оставались стабильными, без эскалаций. Некоторые эксперты даже утверждают, что Вашингтон со своей стороны готов повлиять на Киев, тем более, что динамика поступков и заявлений президента Зеленского довольно удивительна и для американцев.
Исходя из того, что Виктория Нуланд встречалась в Москве заместителем главы президентской администрации Дмитрием Козаком, курирующим в том числе и украинское направление российской внешней политики, тема Украины все же поднималась. Однако совершенно очевидно, что она не была главной во время переговоров Нуланд с российскими представителями в Москве. А во главе угла в первую очередь стояли российско-американские отношения. Именно по этой причине Нуланд встречалась с замминистра российского МИД Сергеем Рябковым, который отвечает за отношения с США, а также помощником президента России по внешнеполитическим вопросам Юрием Ушаковым. К слову, г-жа Нуланд, в отличие от своих американских коллег, которые приезжали в Москву ранее, не встречалась с «гражданскими активистами», что всегда раздражало Кремль, ограничившись встречей с молодыми россиянами – участниками программ международного обмена США.
Переговоры Нуланд и Рябкова в понедельник, которые были, пожалуй, главными во время визита американского гостя в Москву, продлились два часа, однако ни к каким конкретным результатам не привели. Что, по большому счету, и не ожидалось. Об их итогах рассказал журналистам Сергей Рябков. «Я не могу сказать, что у нас достигнут большой прогресс. Те сюжеты – визы, условия функционирования диппредставительств, ротация дипперсонала, в целом нормализация деятельности загранучреждений России в США и США в России – скорее сохраняют в себе значительный кризисный потенциал, и нельзя исключать, что возможны на этих направлениях некоторые дальнейшие обострения. О чем мы американским коллегам сказали прямо», – заявил замглавы российского МИД.
Как видим, участникам переговоров не удалось достичь взаимопонимания по одному из ключевых вопросов – нормализации работы диппредставительств двух стран, которые вот уже третий месяц работают в усеченном виде. Однако данный факт не помешал г-же Нуланд назвать переговоры в МИД России конструктивными. «Сегодня прошли конструктивные встречи по поводу целого ряда двусторонних, региональных и глобальных вопросов с коллегами из министерства иностранных дел России», – процитировал Нуланд пресс-секретарь посольства США в Москве Джейсон Ребхольц в своем Twitter. Кстати, и переговоры в администрации президента России с Дмитрием Козаком и Юрием Ушаковы замгоссекретаря США назвала «очень продуктивными». Сама Нуланд по прибытии в Россию заявила российским журналистам, что основной темой предстоящих переговоров станут стабильные и предсказуемые отношения Москвы и Вашингтона. Если судить по высказываниям Виктории Нуланд, то ей удалось достичь главного – прозондировать настроения в Москве касательно перспектив американо-российских отношений.
Итак, никакого прорыва или даже минимального прогресса в двухсторонних отношениях по итогам трехдневного визита г-жи Нуланд в российскую столицу не наблюдается. В этом плане очень емко высказался пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков» «Подобные контакты своевременны и необходимы. Говорить важно. Не нужно сетовать на то, что сразу не получается выйти на какие-то прорывные договоренности – вряд ли это возможно. Слишком большие у нас в двусторонних отношениях "авгиевы конюшни". Их не разгребешь так сразу, но, безусловно, такие контакты нужны».
На вопрос журналистов, можно ли расценить переговоры с Нуланд продолжением диалога Владимира Путина и Джо Байдена в Женеве, представитель Кремля ответил утвердительно: «Безусловно, эти контакты осуществляются в продолжение "духа Женевы". Поэтому все развивается неплохо», – оценил Песков. Он напомнил, что это не первые контакты – после саммита прошли несколько раундов совещаний по вопросам стратегической стабильности и контроля над вооружениями, консультации по кибербезопасности. «Конечно, если это сравнить с периодом до Женевы, когда как таковые контакты вообще отсутствовали, то это позитивное развитие наших двусторонних отношений», – заключил пресс-секретарь президента России.