Сергей Захаров, международный обозреватель
Такое впечатление, что именно в Вашингтоне «все секрет, но ничего не тайна». Речь идет об утечках конфиденциальной информации, которая может быть как непреднамеренной, так и целенаправленной. Второй вариант часто называют еще организованной утечкой информации (ОУИ) или попросту «сливом».
Сегодня правительство США ежегодно относит к категории «секретных» около 20 млн. документов. Большинство из них касается военной и дипломатической сферы. Но зачастую секретная и строго конфиденциальная информация становится достоянием гласности. Нередко – это именно ОУИ. Однако часто выяснить, кто конкретно и с какой целью это сделал, не представляется возможным. За примерами далеко ходить не надо.
Администрация экс-президента США Дональда Трампа долго проводила расследование целой серии ОУИ, но так и не смогла конкретно ничего выяснить. Речь идет, в частности, о том, что в январе – феврале 2017 года в СМИ попали конфиденциальные детали телефонных переговоров 45-го президента Америки с рядом лидеров иностранных государств. Самым громким оказалось опубликование информации о разговоре Трампа с президентом России Владимиром Путиным. Во время беседы американский лидер был вынужден прерваться, чтобы уточнить сведения о договоре СНВ-3 (о стратегических наступательных вооружениях), после чего назвал принятие этого документа «ошибкой администрации Обамы».
Ранее в СМИ попало содержание беседы Трампа с премьер-министром Австралии Малкольмом Тернбуллом. В ходе разговора американский лидер охарактеризовал диалог с австралийцем как «худший из всех». Перед этим прессе стали известны подробности жесткой телефонной беседы Трампа со своим мексиканским коллегой Энрике Пенья Ньето, в результате чего президент Мексики отменил запланированный визит в Вашингтон. Позже газета The New York Times опубликовала конфиденциальные сведения о контактах команды Трампа с российской разведкой во время предвыборной кампании. Издание сообщило со ссылкой на четырех действующих и бывших американских чиновников, что об этом свидетельствуют записи телефонных разговоров и перехваченные звонки.
Как считают специалисты, утечка деталей телефонных переговоров Дональда Трампа с зарубежными коллегами могла нанести существенный репутационный ущерб имиджу тогдашнего президента США. В большинстве публикаций американских СМИ 45-й президент страны был представлен недостаточно компетентным руководителем, склонным к резким и силовым решениям. Считается, что «слив» данной информации был крайне выгоден противникам Трампа – демократам. Сам Дональд Трамп в эфире телеканал Fox News обвинил в опубликовании содержания его переговоров «людей Барака Обамы», оставшихся в Белом доме.
Как считают специалисты российского Аналитического центра InfoWatch, содержание переговоров первых лиц государств, безусловно, относится к категории высокочувствительной информации. По этой причине можно с полной уверенностью утверждать, что случайные люди ни при каких условиях не могут получить доступ к таким сведениям. Сложно представить, что кто-то из числа сотрудников, непосредственно участвовавших или обеспечивавших переговоры лидеров ведущих стран, оказался столь некомпетентен, что допустил утечку информации случайно. Гораздо логичнее выглядит версия о контролируемом «сливе», как это, скорее всего, было с переговорами Трампа с лидерами иностранных государств.
Правда, иногда в США официально публикуют расшифровки бесед американских президентов с зарубежными лидерами. Так, например, произошло с публикацией в сентябре 2018 года стенограмм многочисленных телефонных бесед Билла Клинтона с президентом России Борисом Ельциным в период 1993-199 годов. Причем сделали это американцы без согласования с российской стороной. Особое внимание привлекло то, что было посвящено Владимиру Путину. Ельцин давал своему приемнику самые лестные характеристики. Ничего сверхсекретного в этих стенограммах не было, и они существенно повлиять на нынешние отношения между Москвой и Вашингтон вряд ли могут. Но сделано это было явно не без умысла. Кроме того, публиковать подобные стенограммы без согласования другой стороны является некорректным и нарушением дипломатической этики.
А в октябре 2018 года официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась о негативной реакции в нашей стране тем, что банковская информация российских дипломатов была опубликована в интернет-ресурсе BuzzFeed. По словам Захаровой, на тот момент российская сторона не получила внятных объяснений Госдепа США, как такое могло произойти, кто в этом виноват и понес ли он соответствующее наказание.
Много шума наделала в апреле прошлого года и утечка информации о конфиденциальных данных переговоров стран ОПЕК+. О расследовании Комиссии по торговле товарными фьючерсами (СFTC) США сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на знакомые с ситуацией источники. Эта информация могла преждевременно оказаться в распоряжении трейдеров и сказаться на мировых ценах на нефть.
А вот и «достижение» последних дней. The Wall Street Journal написала, что Россия и США якобы обсуждали возможность использования американскими военными российских баз в Центральной Азии. Ясно, что афганская тема актуальна для двух государств. Но кто и зачем нашептал журналистам подробности, которые не прописаны даже вилами по воде?