Москва
23 ноября 2025 / 12:07
Москва
23 ноября 2025 / 12:07
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Политика
Турция в Евразии: действие рождает противодействие
Амбиции Анкары все чаще наталкиваются на неприятие других геополитических игроков
22 октября 2021 / 12:44
Турция в Евразии: действие рождает противодействие

Станислав Смагин, политолог

Кипучая активность Турции на постсоветском пространстве начинает вызывать очевидное отторжение даже тех стран, которые до поры до времени старались с ней дружить или как минимум "не бить совсем тарелки". Взять хотя бы Иран. Во время Второй Карабахской войны, несмотря на всю свою обеспокоенность, он пытался придерживаться нейтралитета, но в сентябре высказал открытое недовольство попытками Анкары и Баку окончательно подмять под себя Армению. (Дополнительный фактор – усиление израильского влияния на Азербайджан). Дело дошло до бряцания оружием, и конфликт с трудом был не то что урегулирован, а просто временно замят. Новая эскалация вполне возможна, ведь турки отступать не собираются.

Так,  согласно плану координации войск Нахичеванского гарнизона на текущий учебный год и соглашению о военном сотрудничестве, подписанному между Азербайджаном и Турцией, в Нахичеванской автономии недавно прошли совместные оперативно-тактические учения с боевой стрельбой «Нерушимое братство-2021» с участием мотострелковых подразделений, сил специального назначения и других родов войск двух союзных стран.

Одновременно Анкара все активнее втягивает в орбиту военно-политического сотрудничества (и, называя вещи своими именами, подчинения) еще и Грузию. Турецкий министр обороны Хулуси Акар 5 октября в Телави провел переговоры с коллегами из Азербайджана и Грузии. Было подчеркнуто, что Турция и Грузия являются стратегическими партнерами с крепнущим сотрудничеством в области военной подготовки и оборонной промышленности. В ходе переговоров было подчеркнуто значение географического расположения трех стран и то, что данный фактор «жизненно важен с точки зрения эксплуатации и транспортировки энергетических ресурсов, таких как нефть и природный газ, в другие страны, другие части мира».

При этом кавказское направление, помимо огромной самодостаточной роли, все больше становится для Анкары частью большой евразийской стратегии и звеном цепи, заброшенной в Среднюю Азию. Там турки тоже продолжают наращивать свою активность.

Скажем, в середине сентября Турция выпустила юбилейную монету к тридцатилетию независимости  Казахстана. На одной стороне монеты был изображен  казахстанский национальный флаг и надпись «Тридцать лет Независимости Казахстана» на турецком языке.  На  другой стороне - изображение карты Казахстана и многозначительная надпись «Казахстан наследник Тюркского каганата и Золотой Орды. Сердце Тюркского Мира».

В отношении Киргизии на культурно-историческом поприще в последние месяцы эксплуатировалась тема Чингиза Айтматова. Летом была торжественно отмечена очередная годовщина его смерти. Президент Эрдоган заявил, что «Айтматов - жемчужина, которую киргизы принесли в мировую литературу», а директор по связям с общественностью в его администрации Фахреттин Алтун сказал: «Я с уважением вспоминаю  выдающегося мыслителя и писателя тюркского мира Чингиза Айтматова в тринадцатую годовщину его смерти».

Летом в Бишкеке состоялась выставка, посвящённая победе Азербайджана во Второй Карабахской войне, несколько странная с учетом того, что Киргизия – союзница по ОДКБ проигравшей в той войне Армении. Организаторами выставки выступили Киргизско-турецкий университет «Манас» и местное посольство Азербайджана.

В сентябре страну посетил турецкий вице-президент Фуата Октая, принявший участие в очередном совещании киргизско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Кроме того, в Бишкеке прошел бизнес-форум, посвященный тридцатилетию установления дипломатических отношений между двумя странами. Вообще, как мы видим, тему юбилея среднеазиатской независимости (крайне противоречивой по своим последствиям) турки отработали на полную катушку.

Надо сказать, простые киргизы далеко не всегда в восторге от этого тесного сотрудничества. 8 сентября в селе Терек-Сай Чаткальского района Джалал-Абадской области состоялся митинг местных жителей. Люди выражали свой протест по поводу деятельности киргизско-турецкой золотодобывающей компании «Эти Бакыр Терексай», от деятельности которой серьезно страдает местная экология и человеческое – особенно детское - здоровье.

Все сильнее турецкое проникновение и в самую закрыто-нейтральную страну региона - Туркмению. Как писало еще в начале года влиятельное консервативное издание Türkiye: «Мы не должны оставлять Туркменистан одного. С его наземными и подземными богатствами, речными бассейнами и сельскохозяйственными угодьями, историей, культурой… Нужно и дальше настойчиво стучать в двери Туркменистана, который является важной страной во многих отношениях».

6 августа на  Каспийском побережье  планировался  трехсторонний саммит глав Туркменистана, Азербайджана и Турции. Как заявлял туркменский  руководитель Гурбангулы Бердымухамедов, он должен был способствовать «дальнейшему укреплению трехсторонних дружественных отношений». Подразумевалось, что в первую очередь речь пойдет о совместных амбициозных топливно-энергетических и логистических проектах. Но в последний момент Эрдоган попросил перенести встречу на более поздний срок из-за тогдашней драматической ситуации с лесными пожарами в Турции.

На общую парадигму сближения сей факт сильно не повлиял. В конце сентября на торжественном параде в честь  Дня независимости Туркменистана были продемонстрированы турецкие БПЛА Bayraktar TB2, закупленные у турок в объеме полудюжины. Ими двустороннее военно-техническое сотрудничество далеко не ограничивается. Анкара заметно активизирует инвестиции в  туркменский военный сегмент, причем приоритетом служит  военно-морская сфера. За последние годы  были заключены соглашения о поставке ракетных катеров, быстроходных патрульных кораблей, сторожевых и поисково-спасательных кораблей.

Что касается политической сферы, то буквально на днях было объявлено о вступлении Туркменистана в Совет содружества тюркоязычных государств  на правах наблюдателя. Это решение было единогласно поддержано всеми государствами-участниками ССТГ. Все чаще говорят о том, что на ноябрьском саммите ССТГ в Стамбуле Туркменистан сам станет полноценным участником. Правда, полной уверенности в этом нет. Поговаривают, что на самом деле Эрдоган под благовидным предлогом отменил августовскую встречу, так как хотел уже по ее итогам торжественно и публично добиться обещания о пополнении Совета, Бердымухамедов же не был полностью готов к столь решительному шагу.

Кроме того, Турция вовлекает среднеазиатов в дополнительные структуры и формы взаимодействия, касающиеся афганской повестки. В конце сентября в Стамбуле прошла встреча дипломатов стран все того же Тюркского Совета. Представители самой Турции, а также Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Узбекистана обсудили ситуацию в Афганистане после победы там движения «Талибан» (запрещено в РФ).

Традиционно, но не менее бесспорно резюмируем – активность Турции на южнокавказско-среднеазиатском (теперь именно так, в связке) участке постсоветского пространства продолжит усиливаться. Но, как мы видим на примере Ирана, пропорционально вырастет и противодействие этому усилению.