Юрий Веселов, военный обозреватель
Прогноз нашего портала оправдался: переговоры президента России Владимира Путина и премьер-министра Израиля Нафтали Беннета были горячими по накалу, откровенными по содержанию и принципиальными по своему характеру и важности. Это, кстати, признают близкие к их участникам дипломатические источники.
Что касается двусторонних торговых и экономических отношений, то стороны единодушно признали их динамичное развитие на взаимовыгодных условиях. Руководители обеих стран выразили заинтересованность в расширении культурного и гуманитарного сотрудничества, активизации обмена научным и практическим опытом в области медицины и здравоохранения.
Вместе с тем, как и ожидалось, лидеры государств столкнулись с острыми разногласиями в подходах по урегулированию проблем в Сирии и отношениях с Ираном. Данная тематика была основной на переговорах, которые проходили строго конфиденциально и без подробного обнародования договоренностей. Достаточно отметить, что вопреки первоначальному плану встреча длилась более пяти часов, по окончании которой израильская делегация приняла решение задержаться в Сочи до 23 октября.
Итак, российская сторона, как сообщают источники арабского издания «Аш-Шарк аль-Аусат», обратила внимание израильтян на действовавшее соглашение, достигнутое прежним премьером Израиля Беньямином Нетаньяху и президентом России Владимиром Путиным в Москве в октябре 2015 года. Практически сразу после размещения в Сирии авиагруппы ВКС РФ.
Договоренности предусматривали три основных направления: не разрешать превращение Сирии в источник угрозы Израилю; не разрешать сосредоточение враждебных Израилю сил в приграничных районах; и право Тель-Авива наносить удары по позициям, откуда следуют угрозы. Кроме этого, стороны договорились о проведении регулярных консультаций на уровне секретарей советов национальной безопасности двух государств, позже о создании четырехсторонней военной комиссии (Израиль, Иордания, Россия и США) по предотвращению вооруженных инцидентов в воздухе и на суше со штаб-квартирой в Аммане.
В целом, несмотря на ряд осложнений, данные договоренности при предыдущем кабинете министров еврейского государства выполнялись. Изменения в худшую сторону наметились с приходом к власти правительства Нафтали Беннета: израильтяне приступили к массированным ракетным ударам по сирийским военным объектам, которые не представляли реальной угрозы Израилю. Практически полностью была прекращена работа совместной военной комиссии в Аммане. Такая же ситуация сложилась с сотрудничеством по линии советов национальной безопасности.
Руководство Израиля рассматривает для государства главной опасностью военное присутствие Ирана в Сирии, направленное на создание «коридора» для поставок современного оружия и военной техники в Ливан для союзной ему шиитской организации «Хизбалла». Именно этим Тель-Авив оправдывает периодические бомбардировки Сирии, ставшие в последнее время угрозой интересам России и безопасности ее военнослужащих.
Российское руководство неоднократно подчеркивало на встречах с израильтянами свои возможности влиять на Иран и «Хизбаллу» с тем, чтобы снизить напряженности и не допускать превращения Сирии в борьбу Израиля против своих противников. Накануне визита Нафтали Беннета в Сочи Москва сделала несколько предупреждений Тель-Авиву, о которых портал сообщал ранее.
Что касается израильско-иранских отношений, то они продолжают носить непримиримый характер и грозят перейти в острое вооруженное столкновение с непредсказуемыми для всего Ближнего и Среднего Востока последствиями.
Израиль бездоказательно придерживается убеждения в том, что Иран продолжает вести работы по созданию собственного ядерного оружия. Даже после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий, положившего прекращение Ираном обогащения урана. Администрация Дональда Трампа в одностороннем порядке вышла из соглашения, положив начало возобновлению в иранском центре Натанза работ по ядерной программе.
Израиль уже около 30 лет готовит специальную военную операцию по нанесению ударов по атомным предприятиям в Иране. На текущий финансовый год военному ведомству планируется выделить более 1,5 млрд долларов США только на «сдерживание» Ирана. Как сообщает «Аш-Шарк аль-Аусат», военное ведомство Израиля отдало накануне переговоров в Сочи указание начальнику генерального штаба генерал-лейтенанту Авиву Кохави о проверке сил и средств для нанесения ударов по Ирану…
Однако Россия занимает четкую и последовательную позицию по данному вопросу, выступая категорически против использования военной силы против Ирана, который в настоящее время не представляет реальной угрозы безопасности Израилю. В этом вопросе Тель-Авиву не следует ждать изменения своих взглядов.
Несмотря на противоречия сторон к подходам жизненно важных военно-политических проблем, в Москве и Тель-Авиве оценивают состоявшиеся консультации в Сочи как очень значительные, позитивные и обнадеживающие.