Джоанна Росс, журналистка из Эдинбурга, Шотландия
Данную инициативу осудили как очередную безумную схему Бориса Джонсона – мост, соединяющий Шотландию с Северной Ирландией, читай материковую часть Великобритании с островом Ирландия. Доминик Каммингс окрестил его "самым глупым туннелем в мире", а министр транспорта Шотландии Майкл Мэтисон – "тщеславным проектом".
Критикам не стоило беспокоиться: планам правительства Джонсона сбыться не суждено якобы из-за финансовых проблем. Тем не менее, кое-кто до сих пор уверен в необходимости реализации проекта.
Одним из таких энтузиастов является архитектор моста профессор Алан Данлоп. В интервью газете The National он заявил, что правительство Великобритании упустило свой шанс принять меры по поддержке экономики после выхода из ЕС. По его словам, подобного рода крупный транспортный и инфраструктурный проект станет инвестицией в будущее после Брексита и пандемии коронавируса. Он назвал его амбициозным и сравнил с Новым курсом бывшего президента США Франклина Рузвельта во время Великой депрессии 30-х годов, который очень многим помог вернуться к работе.
Правительство Джонсона могло извлечь и другие выгоды. Учитывая, что после Брексита Союз максимально ослаб, а вопросы независимости Шотландии и воссоединения Ирландии все еще актуальны, проект моста мог бы продемонстрировать приверженность Лондона вышеупомянутым автономным регионам. Символично, что он навсегда соединил бы Северную Ирландию с материковой частью Великобритании, подчеркнув, что она остается частью Великобритании.
Но идея строительства моста не вызвала энтузиазма среди политиков ни в Шотландии, ни в Северной Ирландии. Им, вероятно, не понравилась перспектива вмешательства правительства Великобритании в их региональную инфраструктуру, но также они выразили озабоченность по поводу стоимости проекта и наличия в Ирландском море сброшенных для захоронения боеприпасов. Лидер Социал-демократической и Лейбористской партии Колум Иствуд заявил следующее: "Предложенный премьер-министром сказочный мост в Северную Ирландию может стоить ни много ни мало 33 миллиарда фунтов стерлингов. А ведь у нас и без этого есть нуждающиеся в ремонте и финансировании автомобильные и железнодорожные сети." Министр транспорта Шотландии Майкл Мэтисон напомнил Лондону, что у шотландского правительства есть собственный проверенный процесс планирования проектов транспортной инфраструктуры и что подобного рода туннель не является "приоритетом" ни для Шотландии, ни для Северной Ирландии.
Дело в том, что автономные администрации Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса настолько привыкли к независимости, что в будущем Лондону будет все труднее снова нарастить влияние в этих регионах. Отобрать предоставленную однажды свободу практически невозможно. По итогам референдума 2016 года о выходе из ЕС, в ходе которого и Шотландия, и Северная Ирландия проголосовали против, они почувствовали себя отвергнутыми Вестминстером и решимостью Бориса Джонсона во что бы то ни стало развестись с ЕС. Несомненно, есть ощущение, что если подобный проект и будет реализован между Шотландией и Северной Ирландией, то лишь по инициативе Эдинбурга и Белфаста, а не Лондона.
Не факт, что проект моста навсегда останется лишь задумкой. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем правительство Великобритании измыслит иные схемы, подобные этой, в попытке сохранить Союз и разрядить царящие в Ирландии и Шотландии националистические настроения. В марте этого года сообщалось, что около тысячи британских госслужащих переедут из Лондона в новую штаб-квартиру кабинета министров Великобритании в Глазго. Поскольку Глазго является чем-то вроде средоточия шотландского национализма, не может быть никаких сомнений в том, что все это является стратегическим шагом по размещению в городе людей, поддерживающих целостность Союза. Подобного рода "насаждение" осуществлялось британским правительством с незапамятных времен. В 1600-х гг. присягнувшие на верность королю английские протестанты были рассредоточены по североирландскому Ольстеру, где их потомки проживают и по сей день, неизменно верные британской короне. Удивительно, но в современных реалиях такая практика не утратила своей актуальности.
Будет мост или нет, правительство Бориса Джонсона сделает все возможное, чтобы в ближайшем будущем объединить автономные регионы страны в поддержку Союза. Остается всего один вопрос: а не поздно ли пить боржоми, с учетом максимально сильных националистических настроений (особенно в Шотландии)?