Юрий Веселов, военный обозреватель
По сообщению арабского издания «Аш-Шарк аль-Аусат» со ссылкой на руководителя лондонской Обсерватории по правам человека в Сирии Рами Абдеррахмана, 25 октября Израиль нанес удар двумя ракетами по военному объекту лояльных Ирану милицейских формирований, расположенному в окрестностях города Аль-Баас в провинции Аль-Кунейтра на юге Сирии. Главный «астроном» сообщает из Лондона о причинении материального ущерба объекту. О жертвах среди боевиков неизвестно.
Агентство Reuters пишет, что объект находился в непосредственной близости от зоны, контролируемой Силами ООН по наблюдению за разъединением (СООНР) израильских и сирийских войск в районе оккупированных Израилем сирийских Голанских высот. Следует отметить, что это не первое нападение израильтян на проиранские формирования, размещаемые на позициях сирийской правительственной армии у подножия высот в непосредственной близости от линии разделения. Израильтяне периодически наносят авиационные или артиллерийские удары по пунктам наблюдения и связи, которые скрытно оборудуют боевики ливанской «Хизбаллы» или других проиранских милиций.
Официальные средства информации Израиля и Сирии не прокомментировали последний ракетный налет, так как договоренности 2018 года между Израилем и Россией предусматривают отвод всех союзных Ирану вооруженных формирований от подножия Голанских высот, границ с Израилем и Иорданией на расстояние 80 и более километров. Россия тогда выполнила данные условия, однако, начиная с 2020 года, иранское командование в Сирии приступило к размещению малочисленных групп боевиков в боевых порядках и подразделениях сирийской армии на территории провинций Ас-Сувейда и Аль Кунейтра.
Российское военно-политическое руководство неоднократно указывало Дамаску и Тегерану на нецелесообразность проиранского военного присутствия на юге Сирии, так как оно противоречит договоренностям о прекращении вооруженных столкновений в данном регионе, вызывает ответную негативную реакцию Израиля, а также является одной из причин процесса дестабилизации обстановки. Эта проблема была остро поставлена премьером Нафтали Беннетом на переговорах с президентом Владимиром Путиным в Сочи 22 октября 2021 года.
Следует также отметить, что мероприятия по урегулированию острой военной и социальной ситуации в провинциях Деръа и Ас-Сувейда, которые успешно проводит командование Российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии (авиабаза Хмеймим), одной из мер предусматривают прекращение проиранского присутствия в данном районе.
Буквально несколько дней назад ЦПВС России приступил к размещению своих сил на востоке провинции Дейр эз-Зор в районах, подконтрольных Корпусу Стражей Исламской революции Ирана. Именно данная территория, на которой развернуто большое количество иранских военных объектов, в том числе ракетно-техническая база, в последнее время подвергалась мощным ракетным ударам Израиля и США.
Выступая 24 октября в Дамаске на пресс-конференции для сирийских и зарубежных журналистов, посол Ирана в Сирии Магди Собхани отметил отсутствие каких-либо разногласий между Тегераном и Москвой по действиям обеих сторон в Сирии. «У нас совместная цель – ликвидировать угрозу терроризма, прекратить деятельность террористов и их международное покровительство. Эти усилия будут продолжены, и битва не закончена до завершения», - подчеркнул иранский посол.
«Иран не согласен с Турцией по поводу ее политики в отношении Сирии», - заявил Магди Собхани, отвечая на вопрос представителя немецкого информационного агентства о позиции Тегерана по турецкому военному присутствию в Сирии.
Исходя из последних действий Израиля и России в Сирии, можно предполагать, что на встрече в Сочи стороны не только сверили свои позиции, но и договорились о мерах, которые должны способствовать снижению остроты напряженности между Тель-Авивом и Тегераном на сирийской арене. Не исключено, что это может стать отправным моментом в дальнейших шагах, направленных на разрядку обстановки в регионе.