Владимир Кирилов, международный обозреватель
Анализируя развитие военного сотрудничества между Россией и Китаем в текущем году, поневоле обращаешь внимание на часто встречаемое слово «впервые». Действительно, учение «Запад. Взаимодействие -2021» впервые было проведено на территории КНР. В ходе учения «Мирная миссия – 2021» впервые сухопутная группировка НОАК была переброшена железнодорожным транспортом на значительное расстояние в район проведения маневров в Оренбургской области. А на прошлой неделе группировка кораблей ВМФ России и ВМС НОАК впервые провела совместное патрулирование в западной части Тихого океана.
На последнем событии необходимо заострить внимание, так как, по оценке многих военных экспертов, оно может стать знаковым в эволюции военного сотрудничества двух стран. Непосредственно перед патрулированием, в период с 14 по 17 октября в Японском море прошли очередные учения серии «Морское взаимодействие-2021». Накануне учений отряд кораблей ВМС НОАК прибыл в район якорной стоянки в акватории залива Петра Великого.
В ходе первого этапа учений базовые тральщики Тихоокеанского флота (ТОФ) России осуществили проводку за тралами кораблей двух стран в полигон в акватории Японского моря, закрытый в соответствии с международными правилами на период проведения мероприятия. На втором этапе было совершено развертывание корабельных группировок, которые осуществляли совместное тактическое маневрирование. В дальнейшем участники провели противоминные тренировки, поиск и блокирование подводной лодки условного противника, а также боевые артиллерийские стрельбы.
С российской стороны в учениях принимали участие БПК «Адмирал Пантелеев», два корвета проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Громкий», два базовых тральщика, подводная лодка проекта 877 «Усть-Большерецк», ракетный катер и спасательный буксир. С китайской стороны в учениях были задействованы два эсминца УРО проекта 052 «Кунь Мин» и проекта 055 «Нань Чан», два корвета «БиньЧжоу» и «Лю Чжоу», дизельная подводная лодка, судно снабжения и спасательное судно. Кроме кораблей к учению было привлечено 12 самолетов и вертолетов морской авиации ТОФ и ВМС НОАК. Охрану закрытого для учений района осуществлял БПК «Адмирал Трибуц», которому пришлось пресечь провокационные действия эсминца ВМС США «Чейфи», имитировавшего вторжение в территориальные воды Российской Федерации.
После окончания учений в период с 17 по 23 октября надводная группировка участников (за исключением ракетного катера и буксира), к которой присоединились БПК «Адмирал Трибуц» и корабль измерительного комплекса «Маршал Крылов», а также шесть вертолетов провели совместное патрулирование в западной акватории Тихого океана, преодолев более 1700 морских миль. В ходе патрулирования отряд кораблей прошел через стратегически важный Сангарский пролив, являющийся кратчайшим путем выхода сил ТОФ России из ГВМБ Владивосток в Тихий океан.
Объявленная задача патрулирования – демонстрация флагов России и Китая, поддержание мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также охрана объектов экономической деятельности и транспортных коридоров двух стран. В китайской прессе предпринятый демарш охарактеризовали как начало глубоких перемен в военном сотрудничестве Москвы и Пекина. По мнению ряда экспертов, следующим шагом после проведенного похода может стать практика регулярного патрулирования совместными силами двух стран в Индо–Тихоокеанской зоне Мирового океана, а конечной целью – установление в ней совместного контроля воздушного и морского пространства.
Если вспомнить уже не единожды проведенные совместные патрулирования воздушного пространства самолетами ВКС России и ВВС НОАК, то такое развитие событий выглядит весьма вероятным и будет недвусмысленным ответом на стремление США дестабилизировать Азиатско-Тихоокеанский регион, в частности, создавая военно-политические блоки типа «AUKUS».
Тесное сотрудничество, в том числе и в военной сфере, России и Китая представляет серьезную угрозу, на которую придется реагировать. Об этом в ходе видеоконференции о будущем Североатлантического альянса заявил его генеральный секретарь Йенс Столтенберг. Многие более эмоциональные аналитики в США повышают степень этой угрозы для своей страны до уровня «смертельной». При этом Столтенберг в интервью газете Financial Times полагает, что альянс не должен рассматривать угрозу Китая отдельно от России.
Придерживаясь такой позиции, Запад, естественно, ожидает ответных действий со стороны Москвы и Пекина. Вопрос о возможности заключения военно-политического союза Кремля и Чжуннаньхая является наиболее важным, если не сказать определяющим, с точки зрения современной геополитики.
Отвечая на него 21 октября в ходе пленарного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», президент Путин в очередной раз заявил, что Россия и Китай не ставят целью «дружить против кого-то», а достигнутый уровень стратегического сотрудничества позволяет надежно обеспечивать безопасность и собственные интересы каждой из двух стран.
В Китае согласились с высказыванием российского лидера. Официальную точку зрения Пекина озвучил представитель МИД КНР Ван Вэньбинь, который заявил, что Китай и Россия «больше чем союзники».
Коллективному Западу остается лишь домыслить, что скрывается за этой формулировкой и продолжать наблюдать за развитием российско-китайского сотрудничества, в том числе и такого, недавними свидетелями которого все были в Сангарском проливе.