Москва
23 ноября 2025 / 11:22
Москва
23 ноября 2025 / 11:22
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Безопасность
Хаос в Идлибе
Лояльные Турции вооруженные формирования не поделили зону контроля
29 октября 2021 / 11:05
Хаос в Идлибе

Юрий Веселов, военный обозреватель

Ожесточенные боевые действия с применением артиллерии, минометов, стрелкового и другого оружия начались утром 25 октября и охватили западные и восточные районы провинций Идлиб и Латакия, соответственно.

Причиной резкого обострения обстановки стало внезапное выдвижение крупных сил отрядов «Гайат Тахрир аш-Шам» («Комитет освобождения Сирии», бывшая «Ан-Нусра» - запрещенная в России исламская террористическая группировка) в районы контроля вооруженных формирований «Джунуд аш-Шам», лидер Муслим аш-Шишани и «Джунд Алла», лидер Абу Бакр ат-Турки (обе террористические организации запрещены в России).

Наиболее активные бои возникли и продолжаются в районах населенных пунктов Аль-Ямадыя, Джиср аш-Шугур (прибрежная территория Идлиба) и Ат-Туфахия на высотах Ат-Туркман (восток провинции Латакия). Уже в первый день столкновений стороны понесли большие потери, насчитывающие несколько десятков боевиков.

По информации руководителя лондонской Обсерватории по правам человека в Сирии Рами Абдеррахмана, руководство «Гайат Тахрир аш-Шам» под воздействием военной разведки Турции  решило «переформатировать террористический статус» организации, сделать ее в глазах международных организаций официальной сирийской оппозиционной силой и исключить из списков ООН, в которых «Комитет освобождения Сирии» является запрещенным. Следует отметить, что данная военно-религиозная группировка на сегодняшний день является самой крупной на северо-западе Сирии, с влиянием которой вынуждено считаться руководство Турции.

Группировка контролирует до 80 процентов «зоны деэскалации», поглотив с середины 2014 года вместе с территорией многие отряды антиправительственных «фронтов» и организаций, нейтрализовала некогда сплоченную светскую «Сирийскую армию свободы», захватив у нее большие арсеналы оружия и военной техники и перетянув в свои формирования дезертиров. «Комитет» формально не входит в состав сформированного Турцией «Фронта за освобождение Сирии» с тем, чтобы исключить возможные обвинения турок в союзе с террористами. Однако «Гайат Тахрир аш-Шам» тесно координирует свои действия в «зоне деэскалации» с турецким командованием, получает от него оружие, боеприпасы и военное имущество.

Противник в лице террористических «Джунд Алла» и «Джунуд аш-Шам» по своей и идеологии и практике ничем не отличаются от «Гайат Тахрир аш-Шам». В их руководстве также царит про-турецкое влияние: лидер «Джунд» Абу Фатма – турецкий подданный, туркоман. Подавляющее большинство боевиков являются гражданами Турции и Сирии. Зона влияния – высоты Ат-Туркман, восток провинции Латакия.

Лидер «Джунуд аш-Шам» Муслим аш-Шишани появился в стране в 2013 году вместе с формированиями Исламского государства (ИГИЛ, запрещенная в России международная террористическая мусульманская группировка) и первое время воевал в составе отрядов чеченцев. Имея большой опыт в организации боевых действий в горной местности, был выдвинут в полевые командиры, сформировал из иностранцев-выходцев из России, Средней Азии, Европы и других регионов отряд численностью более 300 боевиков – в основном военных профессионалов высокого качества.

Аш-Шишани в боевых действиях против правительственных сил сотрудничал с «Комитетом», однако после завершения активных боев дистанцировался от него и всячески воздерживается от установления тесных отношений с турками. Вместе с тем турецкое командование было вынуждено поддерживать считаться с «Джунуд аш-Шам», боевики которой высоко мотивированны в сохранении статус-кво террористического анклава на северо-западе Сирии, при этом рассматривая данное формирование в качестве своего потенциального союзника. Госдепартамент США внес формирования Аш-Шишани в список международных террористических.

Активное обострение между группировками началось в июне 2021 года после взаимных обвинений в преступлениях против мирного населения, захвате заложников, нападениях на боевиков. Периодически между соперниками отмечались стычки с применением оружия. Нынешние столкновения приобрели массовый характер и угрожают вовлечением в конфликт других отрядов антиправительственных сил.

Турецкие военные пока не вмешивались в события. Однако командование ВС Турции, опасаясь использования Сирией и Россией внутренних противоречий в стане противника и начала активных действий на северо-западе страны, приступило к усилению группировки ВС Турции в данном регионе. 26 октября турки ввели на северо-запад дополнительно более 200 единиц бронетанковой техники, артиллерии и автомашин с боеприпасами. Сутками позже через пограничный КПП Кфар-Луис в провинцию Идлиб  проследовала колонна из 40 грузовиков с боеприпасами в сопровождении более 10 бронеавтомобилей.

По информации Рами Абдеррахмана, ссылающегося на сведения анонимного высокопоставленного источника в руководстве «Фронта за освобождение Сирии», командование ВС Турции в Сирии получило приказ на прямое участие турецких войск против сирийской правительственной армии в случае ее перехода в наступление на северо-западе страны.