Юрий Веселов, военный обозреватель
Военно-политическое руководство Турции приняло принципиальное решение на проведение в ближайшее время военной операции против курдских вооруженных формирований «Сирийских демократических сил» (СДС) на севере и северо-востоке Сирии. По информации арабского издания «Аш-Шарк аль-Аусат», данная тема якобы обсуждалась 29 сентября 2021 года в Сочи на закрытых переговорах между президентами Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и России Владимиром Путиным.
Несколькими днями ранее турецкая печать сообщала о намерении Реджепа Эрдогана получить согласие американского президента Джо Байдена на встрече 31 октября на полях международной Конференции по климату в британском Глазго. Тогда же прозвучало сообщение со слов представителей из близкого окружения Эрдогана, что «Турция вне зависимости от результата переговоров с американским президентом проведет военную операцию в Сирии».
По заявлению министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, «Россия и Соединенные Штаты не выполнили соглашение об отводе (курдских СДС) на 30 км южнее границы, последние (США), наоборот, продолжают поддерживать курдские силы. Поэтому мы сделаем то, что необходимо». Ему вторит турецкий министр обороны Хулуси Акар.
Турецкие руководители не скрывают, что целью военных действий является создание полосы безопасности без курдских вооруженных отрядов глубиной не менее 60 км от госграницы на всем ее протяжении (991 км). В соответствии с их заявлениями, турецкая армия и ее сирийские союзники «действуют во имя братского сирийского народа с целью ликвидации военной инфраструктуры выступающих с сепаратистскими призывами террористов, прекращения разграбления государственных природных ресурсов и обеспечения стабильности и безопасности в регионе».
(Можно подумать, что турки при этом горят желанием передать под контроль сирийского государства нефтеносные и газосодержащие районы…)
Арабские военные аналитики оценивают общую численность группировки турецких сил, нацеленной на выдвижение в районы восточнее берега реки Евфрат и в северо-западные районы провинции Алеппо, в 110 тыс. человек, из которых 35 тысяч турецких военных. Остальные – боевики про-турецкого «Фронта за освобождение Сирии» (ФОС).
По заявлению командующего ФОС Мазлюма Абади, «отряды полностью готовы к боевым действиям в ожидании «часа-Ч». «Что касается Идлиба, то здесь наши силы находятся в постоянной степени высокой боеготовности, а турецкие наблюдательные посты (более 60) превращены в мощные опорные пункты с достаточным количеством янычар, тяжелым вооружением и военной техникой для отражения возможного наступления армии Башара Асада», - добавил Мазлюм Абади.
Местные источники не сообщают о действиях курдского военно-политического руководства. Известно только то, что примерно неделю назад в провинцию Аль-Хасака из Ирака вошла большая колонна американских войск, насчитывавшая более 1 тысячи военных и более 200 единиц военной, в том числе бронированной, техники. Затем границу пересекла большая колонна автомашин с боеприпасами и другим имуществом.
С большой долей уверенности можно признать, что Реджеп Эрдоган в данной конкретной ситуации полон решимости на начало проведения войсковой операции против сирийских курдов в Заевфратье, которые вряд ли способны противостоять турецкой регулярной армии и сирийским боевикам. Но в любом случае, туркам и их союзникам придется наступать сквозь боевые порядки сирийской правительственной армии и вдоль гарнизонов российских войск, которые накануне были усилены тяжелыми видами вооружения.
Не исключено, что Москва и Дамаск используют данную ситуацию в интересах разгрома террористического интернационала на северо-западе Сирии: другой выгодной обстановки для этого в перспективе может и не быть. Тем более, что у сирийцев сейчас достаточно сил и средств для проведения такой при всесторонней поддержке ВС России.