Юрий Веселов, военный обозреватель
На полях очередного Форума G-20 в Риме 31 октября на встрече с президентом США Джо Байденом его турецкий коллега Реджеп Эрдоган пытался добиться понимания Вашингтона в проведении военной операции против курдских формирований на севере и северо-востоке Сирии, а также прекращения американцами военной помощи «Сирийским демократическим силам» (СДС).
Не получилось… Американский президент вновь обратил внимание турецкого лидера на то, что «СДС по-прежнему остаются надежным союзником коалиции 69 стран в борьбе с Исламским государством (ИГИЛ, запрещенная в России международная террористическая мусульманская группировка), выполнили и продолжают играть основную роль в ликвидации террористов в Сирии». Вместе с тем из окружения Реджепа Эрдогана стало известно, что у него сохраняется надежда на изменение американской политики в отношении сирийских курдов и, в частности, по вопросу продолжения поставок им оружия. Якобы эти темы будут обсуждаться на двусторонних переговорах глав внешнеполитических ведомств в течение до середины ноября.
Таким образом, Эрдогану было сказано о несвоевременности военной операции на востоке от Евфрата и, наоборот, целесообразности обратить «более пристальное внимание на складывающуюся обстановку в зоне Идлиба» и действия Сирии и России на северо-западе страны.
Однако турки не оставляют надежды на то, что американцы все же дадут им «зеленый свет» на активные военные действия, и сформировали довольно крупную группировку сил (более 140 тыс.) на трех основных направлениях возможного наступления на позиции СДС.
В свою очередь, по-видимому, Москве и Дамаску удалось убедить военно-политическое руководство сирийских курдов в том, что в случае начала военных действий, США бросят их на произвол судьбы; курдские отряды не устоят против турок и их союзников, и им предпочтительнее искать защиту у сирийской правительственной армии и России. Член руководства влиятельной курдской «Партии демократического союза» Эльдар Халил заявил на телеканале «Ражава» о готовности местной администрации и его партии начать прямые переговоры с сирийским правительством об урегулировании спорных вопросов. «Тот, кто стоит у власти в Дамаске, тот представляет страну на международной арене и управляет другими регионами Сирии», - добавил курдский политик.
Поэтому российское и сирийское командование приняли решение о проведении демонстративных маневров войск в непосредственной близости от американских гарнизонов и расположения ВС Турции и их союзников на северо-востоке Сирии. Одновременно на авиабазу в районе города Камышлы (провинция Аль-Хасака) переброшены три российских истребителя Су-27 и один Су-35. На аэродром в Табка (провинция Хомс) из Хмеймим перебазировано несколько ударных и транспортно-боевых вертолетов Ми-24, Ми-28 и Ми-17.
Одновременно проводятся учения с боевой стрельбой на севере провинции Алеппо в районах, контролируемых курдскими формированиями СДС. Их командование под прикрытием российских и сирийских воинских частей производит усиление передовых позиций на линии разделения с турецкими силами, выводя на заранее подготовленные рубежи артиллерию и дополнительные отряды курдских боевиков.
В свою очередь, турецкое командование не оставляет без внимания обстановку на северо-западе Сирии. 1 ноября турки перебросили со своей территории крупную колонну бронетанковой техники и артиллерии в район высот Аз-Завия на юге провинции Идлиб. 30 октября артиллерия сирийской правительственной армии нанесла удар по колонне военной техники, переданной турками отрядам сирийской оппозиции на западе Идлиба.
Несмотря на временное затишье, вероятность начала активных действий ВС Турции на севере и северо-востоке Сирии сохраняется. По-видимому, решение будет принято в середине ноября после завершения консультаций с американцами.