Уильям Струк, публицист, США
На прошлой неделе республиканец Гленн Янгкин обошел демократа Терри Маколиффа в гонке за пост губернатора Вирджинии. Янгкин набрал 50% (против 48%) голосов, а остальная часть досталась кандидатам от третьих партий. Республиканцы выиграли гонки за пост вице-губернатора и генерального прокурора, а также перевернули ситуацию в Палате делегатов штата. Директор Центра политики Университета Вирджинии Ларри Сабато процитировал высокопоставленного представителя предвыборного штаба Маколиффа, назвав это "кровавой бойней" для демократов. На следующее утро после выборов Маколифф признал свое поражение.
Согласно экзит-полу газеты "Вашингтон пост", Янгкин набрал 55% голосов независимых избирателей. В последние недели предвыборной кампании Янгкин взял брошенную Терри Маколиффом фразу "Не думаю, что родители должны указывать школам, чему они должны учить", и успешно использовал против него самого. Из тех избирателей, которые считают образование первоочередным вопросом (24% респондентов), 55% проголосовали за Янгкина. В Северной Вирджинии он добился больших успехов. Маколифф выиграл во всех шести округах штата, но отрыв оказался недостаточно велик. Тем временем Янгкин ловко обошел соперника в сельских округах Вирджинии, где практически не осталось демократов, одержимых расовыми вопросами и интерсекторальностью. Маколифф столкнулся с проблемами и в других демографических группах. Экзит-полл NBC News показал, что за Янгкина проголосовали 57% белых женщин. В 2020 году у Байдена этот показатель составил 50%. Опубликованный 29 октября совместный опрос Университета Саффолка и USA Today выявил, что в Вирджинии уровень популярности Байдена составляет 42%.
Предполагалось, что Янгкин будет уязвимым кандидатом. Этот белый предприниматель средних лет, бывший генеральный директор частной инвестиционной компании Carlyle Group, являет собой новую версию Митта Ромни, кандидата в президенты от Республиканской партии на выборах 2012 года, который уступил Бараку Обаме четыре пункта в штате Вирджиния. От одетого в рубашку, брюки цвета хаки и свой фирменный флисовый жилет Янгкина веяло благожелательностью и оптимизмом. Что характерно, он держал Трампа на почтительном расстоянии (совместных кампаний эти двое никогда не проводили), но напрямую от бывшего президента не отрекался. Кампании Янгкина против Критической расовой теории и пропаганды родительского контроля над школами оказалось достаточно, чтобы привлечь на избирательные участки тех, кто голосовал за Трампа с его призывом сделать Америку снова великой. В целом предвыборная кампания Янгкина имела прицельный характер, а упор был сделан на нескольких конкретных идеях.
А вот Маколифф оказался ужасным кандидатом. Один срок на посту губернатора он уже отслужил, а Конституция Вирджинии запрещает политикам занимать этот пост два срока подряд. В любом случае лучшим выбором для штата Маколифф никогда не был. В ходе выборов на пост губернатора в 2013 году он опередил республиканца Кена Куччинелли с отрывом в два процента (47% против 45%), еще 6 процентных пунктов набрал сторонник широких гражданских прав Роберт Сарвис. Иными словами, в 2013 году против Терри Маколиффа проголосовал 51% населения штата. В течение последних нескольких дней избирательной кампании за него агитировала президент Объединенной федерации учителей Рэнди Вайнгартен. Последняя является весьма противоречивой фигурой, ведь она яростно настаивала на закрытии школ на время пандемии. Для поддержки Маколиффа Вирджинию также посетили нынешний и бывший президенты Джо Байден и Барак Обама. "У нас не так много времени, чтобы тратить его на эти фальшивые, сфабрикованные культурные войны", – заявил, в частности, последний. Маколифф отчаянно пытался привязать имя Янгкина к Трампу и заявил, что его кампания против Критической расовой теории была определенным "скрытым посланием". Всякая предвыборная кампания требует специфики, идей и кандидатов. Для победы достаточно двух из трех компонентов. У Маколиффа же не было ни одного.
Победа Янгкина стала не единственным потрясением в ночь выборов. В родном штате вашего покорного слуги, Нью-Джерси, претендент-республиканец Джек Чаттарелли проиграл действующему губернатору-демократу Филу Мерфи менее трех процентных пунктов, или около 50 000 голосов. Подобно Гленну Янгкину, Чаттарелли добился больших успехов в пригородных округах. Его предвыборный штаб безжалостно "тыкал" Мерфи носом в налоговую проблему штата, регулярно используя против него его собственные слова, сказанные во время одного из выступлений 2019 года: "Если налоги – ваша проблема, – говорил тогда Мерфи, – то Нью-Джерси, вероятно, не ваш штат".
Некоторые опросы демонстрировали благосклонность избирателей к Чаттарелли, а вот в проведенном Real Clear Politics исследовании преимущество Мерфи составило без малого восемь пунктов. Четыре независимых опроса, проведенных различными университетами Нью-Джерси, предсказали победу Мерфи с большим отрывом (Монмутский +11, Фэрли Дикинсона +9, Ратгерский +8 и Стоктонский +9). Преимущество Мерфи в четыре пункта прочил и последний опрос Trafalgar Group.
Еще бóльшим потрясением по сравнению с победой Чаттарелли является поражение президента Сената Демократической партии Нью-Джерси Стива Суини, который занимал эту должность с 2010 года и сам по себе представлял могущественный орган политической власти штата. Политик проиграл республиканцу Эдварду Дурру, водителю грузовика из округа Глостер (в южной части штата недалеко от Филадельфии), который никогда прежде выборных должностей не занимал. По иронии судьбы, многие прогрессивные деятели Нью-Джерси рады поражению Суини, поскольку он отказался от предложенного Мерфи повышения налогов и увеличения расходов. С уходом Суини демократы штата останутся предоставлены судьбе и продолжат "дрейфовать влево", как, собственно, и все демократы в целом.