Сергей Саенко, международный обозреватель
Вице-президент США Камала Харрис совершила пятидневный визит во Францию. Хотя это ее третья по счету международная поездка в качестве второго лица государства, в Париже она впервые участвовала во встречах на высшем уровне как главный представитель Соединенных Штатов. Некоторые аналитики полагают, что этот визит был переломным, поскольку заставил посмотреть на вице-президента как на нового лидера мирового уровня. Другие эксперты считают это маловероятным, так как эффективность работы г-жи Харрис до сих пор оставляла желать лучшего. По крайней мере, две ее предыдущие зарубежные поездки летом этого года – в Латинскую Америку (Гватемала и Мексика) и Юго-Восточную Азию (Вьетнам и Сингапур) – назвать удачными вряд ли кто возьмется.
Видимо, компенсировать неудачи в прежних зарубежных поездках Камала Харрис решила визитом в Париж, где ее пребывание было весьма насыщенным. В среду она провела двустороннюю встречу с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, 11 ноября Харрис выступила с речью на четвертом ежегодном Парижском форуме мира, а на следующий день приняла участие в конференции по Ливии. По крайней мере, сама вице-президент США попыталась обставить свой визит весьма пышно: по Парижу она перемещалась в кортеже из 40 автомобилей, микроавтобусов и мотоциклов, беря, видимо, пример со своего шефа – в Риме на саммите «Большой двадцатки» (G20) Джо Байден использовал кортеж из 100 машин.
Здесь следует отметить, что Камала Харрис отправилась в Париж всего через несколько дней после возвращения президента Джо Байдена из европейского турне, где он посетил саммит G20 в Риме и климатическую встречу под эгидой ООН в Глазго. Согласно ее заявлению, опубликованному на сайте Белого дома, г-жа Харрис прилетела во французскую столицу по приглашению президента Макрона, чтобы «укрепить успехи американской администрации, межгосударственные союзы и партнерства в Европе и во всем мире».
Однако ни для кого не секрет, что главной целью визита Камалы Харрис в Париж было загладить недавнюю размолвку между США и Францией из-за сорванного по вине Вашингтона контракта на закупку Австралией французских подводных лодок. Напомним, что создание в сентябре США, Австралией и Великобританией военного блока AUKUS здорово разозлило союзников и партнеров Америки по НАТО и Евросоюзу, которых Вашингтон даже не поставил в известность о намерении образовать этот альянс. Более всего от этого пострадала Франция, которую попросту «кинули» на $66 млрд. Эту сумму она должна была получить от Австралии за строительство для ее ВМС 12 новых подводных лодок класса Attack. В Париже создание нового военного альянса и разрыв Канберрой многомиллиардного контракта с французской компанией Naval Group, заключенного, кстати, еще в 2016 году, назвали «ударом в спину». Кроме того, создание альянса AUKUS в Индо-Тихоокеанском регионе, где Франция преследует собственные интересы, никак не входило в планы Парижа. Казалось, что Франция надолго затаит обиду на США.
Однако не тут-то было. Вскоре начался процесс нормализации двусторонних отношений. Начало ему положил президент Байден, встретившийся со своим французским коллегой «на полях» саммита G20 в Риме. Если судить по информации и видеорепортажам о той встречи, Франция «проглотила» оплеуху со стороны США и сделала вид, что ничего не случилось. Судя по всему, после ухода с политической арены Ангелы Меркель президент Макрон мечтает захватить лидерство в Евросоюзе и стать наряду с Великобританией главным союзником США в Старом Свете. В этой связи ругаться с Вашингтоном в планы французского лидера никак не входит. А то, что страна потеряла десятки миллиардов от потери контракта с Австралией на строительство подлодок, можно списать на «простое недоразумение» – дружба с Соединенными Штатами для Макрона сейчас важнее.
Исходя из этого, встреча г-жи Харрис с президентом Макроном в Елисейском дворце должна была как раз продемонстрировать, что в американо-французских отношениях все нормально и никаких проблем нет. По большому счету, так и произошло, поскольку после встречи с г-жой Харрис президент Макрон заявил о начале «новой эры» в отношениях Франции и США. При этом американский вице-президент согласилась с этим утверждением французского лидера. Отметим, что в ходе переговоров Макрон и Харрис достигли договоренностей о расширении сотрудничества США и Франции в космосе, а также в области кибербезопасности. В частности, речь идет о взаимодействии в сфере национальной безопасности в космическом пространстве, а также гражданском и коммерческом партнерстве в космосе. Не исключено, что именно этот факт стал той платой за удар от AUKUS по авторитету Парижа и карману французов.
Пока реакции в США на визит Камалы Харрис в Париж нет. Но уже есть на него реакция Китая. Так, близкая к руководству КПК газета The Global Times пишет: «После удара Франции ножом в спину США с воодушевлением отправляют пластыри, чтобы успокоить европейского союзника». Как отмечает издание, одни только дипломатические жесты не вернут доверия Парижа. Для того чтобы восстановить отношения с Францией, ей необходимо вернуть упущенный контракт. Кроме того, по мнению эксперта из Пекинского университета иностранных исследований Ван Шо, политическая стратегия президента США Джо Байдена, выраженная в лозунге «Америка вернулась», мало чем отличается от политики Дональда Трампа с его принципом «Америка прежде всего». Это обернется тем, что Европа вскоре столкнется с еще более эгоистичным поведением США, считает эксперт.
В заключение отметим, что поездка г-жи Харрис в Париж совпала с объявлением новых данных о том, что рейтинг Джо Байдена продолжает падать. В частности, согласно последнему совместному опросу газеты USA Today и Саффолкского университета, большинство американцев не хотели бы, чтобы он шел на второй срок. Правда, вряд ли и сам Байден намерен баллотироваться на пост президент еще раз – ведь в 2024 году ему будет уже 82 года. Здесь, пожалуй, следует отметить, что поддержка г-жи Харрис еще ниже, чем у нынешнего главы Белого дома (27,8% и 37,8% соответственно). В этой связи, как считают некоторые американские аналитики, находящейся сейчас у власти в США Демократической партии пора провести глубокие изыскания и, прислушавшись к реальным чаяниям рядовых избирателей, посмотреть на других кандидатов, поскольку г-н Байден или г-жа Харрис вряд ли выиграют на президентских выборах через три года.