Москва
23 ноября 2025 / 10:12
Москва
23 ноября 2025 / 10:12
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Политика
Учить Россию у Франции не получилось
Сергей Лавров и Сергей Шойгу посетили с визитом Париж
15 ноября 2021 / 11:35
Учить Россию у Франции не получилось

Сергей Саенко, международный обозреватель

В минувшую пятницу, 12 ноября, в Париже состоялось очередное заседание российско-французского Совета по вопросам безопасности в формате «2+2». Со стороны России участие в нем приняли  министры иностранных дел Сергей Лавров и обороны Сергей Шойгу. С французской стороны – глава МИД Жан-Ив Ле Дриан и министр Вооруженных сил страны Флоранс Парли.

Напомним,  что такой формат консультаций между Россией и Францией был создан без малого 20 лет тому назад по инициативе лидеров двух стран и бесперебойно действовал до 2014 года, когда Париж из-за ситуации на Украине заблокировал его работу. Правда, работа Совета была восстановлена в 2019 году после встречи лидеров России и Франции Владимира Путина и Эммануэля Макрона в летней резиденции французских президентов форте Брегансон – старинном замке на Лазурном берегу. Заседание Совета в 2019 году состоялось в Москве. В прошлом году эту встречу пришлось перенести из-за пандемии COVID-19. Теперь настала очередь Парижа. Причем в текущем году заседание Совета по времени совпало с международной конференцией по Ливии, где Россию представлял глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.

Основными темами переговоров в рамках Совета по традиции стали проблемы международной и региональной безопасности, а также недопущение инцидентов в ходе военной деятельности. О том, какие конкретно вопросы обсуждались в минувшую пятницу, журналистам рассказал Сергей Лавров, особо подчеркнув, что на переговорах с французскими коллегами «по традиции не обходили острых углов» и затрагивали вопросы, по которым «наши подходы далеко не всегда совпадают, а кое-где даже противоречат друг другу». И в первую очередь это касалось украинской тематики.

Подчеркнем, хотя безальтернативность Минского комплекса мер и подтверждается Парижем, тем не менее, их толкование все больше отличается от российского. Франция все больше склоняется к тому, что в первую очередь Россия должна выполнять Минские соглашения. По словам Лаврова, беспочвенность такого подхода очевидна для любого человека, который хоть раз даже бегло прочитал текст Минских договоренностей, одобренных в резолюции Совета Безопасности ООН. Ведь в соответствии с этим документом - именно Киев, Донецк и Луганск должны согласовывать ключевые вопросы, от выполнения которых зависит урегулирование этого внутриукраинского кризиса.

Следует отметить, что важным пунктом повестки дня встречи в формате «2+2» в Париже был вопрос о кризисе в отношениях между Россией и Евросоюзом. Глава российского МИД отметил, что Москва предложила Парижу обсудить пути выхода из тупика, в котором они оказались, и напомнил идею президента Макрона о формировании архитектуры безопасности Европы вместе с Россией, а не в противовес ей. В свою очередь Сергей Шойгу отметил, что России и Франции необходимо совместно проанализировать имеющиеся проблемы в сфере безопасности, чтобы в дальнейшем определить шаги по деэскалации обстановки в Европе.

Не обошлось на парижском заседании Совета и без такой горячей на сегодня темы, каковой является ситуация с мигрантами на границе между Белоруссией, Польшей и Литвой. Французские министры назвали поведение белорусских властей «безответственным и неприемлемым». Со своей стороны Сергей Лавров  упрекнул их в двойных стандартах. «Мы объяснили ситуацию, в которой не должно быть каких-либо двойных стандартов по сравнению с тем, как с мигрантами обращаются в других странах Евросоюза, а не на границе с Белоруссией», – подчеркнул министр. Однако Лавров признал, что российской стороне вряд ли удалось убедить французов, которые остались при своем мнении по этому вопросу.

Отметим, что в ходе заседания Совета был также затронут ряд других актуальных проблем - как международных, так и региональных, в том числе ближневосточное урегулирование и обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стороны также обсудили тесное сотрудничество между Россией и «евротройкой» (Франция, Германия и Великобритания – прим. ред.) с целью добиться оперативного возобновления переговоров с Тегераном по ядерной программе Ирана.

Здесь необходимо заметить, что в Париже мало кто сомневался в том, что во время Совета французские министры поднимут вопрос об обстановке в Мали. Официальный Париж крайне раздражен фактом того, что Москва якобы поощряет контакты между властями этой африканской страны и российской частной военной компанией. В этой связи еще накануне визита Лаврова и Шойгу в Париж в местной прессе раздавались голоса о том, что французская сторона во время переговоров на Совете укажет России, как ей вести себя в мире, в частности в Африке, а конкретно – в Мали.

Вот только вряд ли это удалось французским участникам Совета – Россия сегодня не та страна, которой можно что-то указывать, а тем более «учить ее жить» на международной арене. Что это так, подтвердил Сергей Лавров, который заявил: «Мы показали беспочвенность подобного рода утверждений, подчеркнули, что по линии межгосударственного сотрудничества оказываем военно-техническое содействие Мали и помогаем с организацией работы служб безопасности и малийской армии». Министр также указал на то, что деятельность западных ЧВК имеет гораздо больший масштаб по сравнению с российскими. При этом глава российского МИД отметил, что Россия предложила Франции объединять усилия по борьбе с терроризмом в Сахаро-Сахельском регионе. Ответа на предложение Москвы пока не последовало.

Здесь как раз необходимо подчеркнуть лицемерие официального Парижа. На Совете  французские министры старались «учить жить» Россию и указывали на ее «неправильные» шаги на мировой арене. Но  почему-то этого не сделал президент Франции Эммануэль Макрон в ходе переговоров на минувшей неделе с вице-президентом США Камалой Харрис и ранее на встрече «на полях» саммита «Большой двадцатки» в Риме с американским президентом Джо Байденом. Хотя повод для этого у  французского лидера был весьма веский. Ведь именно по инициативе  Вашингтона в сентябре этого года США, Австралия и Великобритания создали военный альянс AUKUS, в результате чего Канберра отказалась от покупки у Франции 12 подводных лодок для своих ВМС. В итоге Париж попросту «кинули» на $ 66 млрд, но Франция проглотила эту горькую пилюлю. А как иначе?