Юрий Веселов, военный обозреватель
По сообщению арабского информационного издания «Аш-Шарк аль-Аусат», военно-политическое руководство Ирана в последнее время осуществило ряд мероприятий по оперативно-тактическому освоению центральных, восточных, северных и северо-западных районов Сирии. Как свидетельствует анонимный источник в руководстве сирийской вооруженной оппозиции, по состоянию на середину ноября 2021 года на территории провинций Дейр эз-Зор, Хомс, Хама, Алеппо и Идлиб командование Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) Ирана для управления подчиненными милицейскими формированиями создало около 190 объектов военной инфраструктуры. Они включают штабы, пункты управления, связи и материально-технического снабжения, тыловые базы хранения военного имущества и другое.
На крайнем востоке провинции Дейр эз-Зор в районе пограничного с Ираком населенного пункта Абу-Камаль иранцы оборудовали защищенные склады перебрасываемой в Сирию военной техники и оружия. По неподтвержденным данным, в этом районе построены подземные укрытия для сборки зенитных и баллистических ракет реактивных систем. Здесь же развернут штаб и крупный узел связи КСИР.
В провинции Алеппо основные пункты управления и связи КСИР развернуты на территории столичного артиллерийского училища, на военных аэродромах Ан-Найраб и Квейрис, в жилом секторе Ханасыр, на сахарном заводе, а также на высотах Аазаз и в районе населенного пункта Ас-Сафира. Здесь, на севере Сирии, находится вторая по численному составу группа иранских военных, осуществляющих руководство вооруженными формированиями иностранных милиций (иранской бригады «Зейнабиюн», афганской «Фатмиюн», иракского «Движения возрождения», сирийской и ливанской «Хизбаллы»).
Провинция Хомс. Командование КСИР уделяет особое внимание данному региону прежде всего из-за наличия разветвленной сети дорог, соединяющих север и восток с центральными и южными районами страны. Здесь же находятся важные военные объекты сирийской правительственной армии, используемые иранцами, Ас-Сухна, высот Абу ар-Раджмейн, Аль-Гарбия, Дол и Аль-Абтар, частично вдоль шоссе Тадмор – Дейр эз-Зор и далее на восток в районы Шула и Кабаджаб. Не удивительно, что именно в данном регионе проиранские формирования несут самые чувствительные потери в личном составе из-за наличия «спящих» ячеек недобитых отрядов террористов. Боевики в основном действуют ночью, предпочитая внезапные нападения на удаленные от воинских гарнизонов милицейские посты, отдельные транспортные средства и слабо охраняемые объекты нефтедобычи. При этом террористы широко используют подрывы самодельных фугасов на путях передвижения военных.
В провинции Хама основные объекты КСИР дислоцируются на военном аэродроме города Хама, в воинском гарнизоне Джурин и бывшей старой крепости Мирза. Охрану несут отряды иракской и афганской милиций, основные силы которых занимают опорные пункты в районах населенных пунктов Хараиб аш-Шейх и Хербит-Кайтаз на западе провинции, а также в районах Махмия аль-Газалян, Асрия и Ас-Сиртиль на востоке.
Провинция Идлиб. Основные силы проиранских отрядов сосредоточены в районах населенных пунктов Ас-Саракиб и Аш-Шейх Мансур на западе, Мара Нааман, Хас, Кфар-Набль и Хазарин на юге.
Следует отметить, что командование КСИР Ирана, наряду с завершением мероприятий по обеспечению эффективности управления подчиненными милициями, осуществило сосредоточение отрядов поблизости от опорных пунктов сирийских правительственных войск и российских гарнизонов в готовности ведения активных военных действий против сирийской вооруженной оппозиции на севере и северо-западе Сирии.
Кроме того, Тегеран заметно увеличил численность иностранных милицейских формирований за счет переброски шиитских отрядов с юга Сирии, а также из соседнего Ирака.
При этом, как свидетельствует один из активистов в сирийских антиправительственных силах Омар Хадж Бикур, руководство КСИР в вопросах взаимодействия активно сотрудничает с российскими военными и командованием ВС Сирии.
Состояние военно-политической обстановки в Сирии и перспективы ее развития планируется рассмотреть на встрече представителей государств-гарантов урегулирования сирийского кризиса (Россия, Иран и Турция) в Астане во второй половине ноября текущего года. С инициативой проведения очередного совещания выступило турецкое руководство, обеспокоенное завершением мероприятий командования ВС Сирии, России и Ирана для начала активных военных действий против союзников Турции на северо-западе и севере Сирии. В настоящее время, как пишет «Аш-Шарк аль-Аусат», стороны согласовывают повестку дня и уровень представительства совещания.