Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил 18 ноября, что встреча в нормандском формате состоится лишь после того, как Киев выполнит Минские соглашения. По его словам, Киев обязан выполнить взятые на себя обязательства. «Прежде всего — это особый статус Донбасса, закрепление этого особого статуса в Конституции Украины, в которую должен быть внесён элемент децентрализации, как это записано в минских договорённостях, это безусловные амнистии и, разумеется, это проведение выборов по правилам, согласованным между Киевом, Донецком и Луганском на основе принципов ОБСЕ», — цитирует его РИА Новости.
Генеральный директор Института инструментов политического анализа, профессор ВШЭ Александр Шпунт отмечает в этой связи, что "Россия отказывается от встречи в нормандском формате потому, что не видит в этом перспектив. А это зависит не только от позиции Украины по выполнению минских соглашений. Поэтому я бы не стал категорично утверждать, что никаких встреч на министерском уровне или на уровне глав государств не будет при нынешнем руководстве Украины. Нынешнее руководство Украины уже продемонстрировало свою гибкую позицию по отношению к позициям западных участников нормандского формата. И в зависимости от того, как будут вести себя Франция и Германия, будет меняться и позиция руководства Украины - она политически не самостоятельна. Фактически встреча или не встреча в нормандском формате определяется отнюдь не тем, что Украина не исполняет минские соглашения. Она определяется тем, что и Франция, и Германия время от времени занимают то более, то менее конструктивную позицию. Были периоды в нормандском формате, когда Франция и Германия жестко указывали Украине ее место. Но сейчас этого не происходит. Сейчас главным виновником и оппонентом обозначена Россия. Отчасти это связано с приходом в США новой администрации и ее более жестком отношении к России, но не только этим. Еще раз подчеркну, что ключевым моментом, почему встречи в нормандском формате не могут состоятся сейчас - это позиции Франции и Германии, а отнюдь не Украины"
ПО словам эксперта, "что касается возможностей для посреднической деятельности России в этом вопросе, то это прежде всего та гуманитарная работа, которую делает Россия по отношению к ЛНР и ДНР. И в ситуации, когда невозможно найти политическое решение, надо концентрироваться на решении гуманитарных вопросов. Тут я могу заметить, что в мире существует огромное количество принципиально не разрешимых конфликтов. Но не все они кровавые. Есть неразрешимый конфликт между Великобританией и Испанией из-за Гибралтара, между той же Великобританией и Аргентиной по поводу Фолклендских островов, между Турцией и Грецией по поводу Северного Кипра и много других. Но как там были найдены решения? Там все было в первую очередь сконцентрировано на решении гуманитарных вопросов. И сейчас эти конфликты простые люди просто не замечают, потому что эти конфликты остались на уровне политиков. Поэтому единственное разрешение таких конфликтов, который мир нашел - это их разрешение через решения мелких конкретных гуманитарных вопросов, чем и занимается Россия. На этой неделе например было принято решение о допуске предприятий ЛНР и ДНР к российским госзакупкам. И пока никакого другого пути успешного в мировой практике не существовало и не существует"