Сергей Саенко, международный обозреватель
Как сообщает агентство AFP, 22 ноября министр обороны Австралии Питер Даттон (Peter Dutton) подписал в Канберре с послами Великобритании и США первое соглашение в рамках нового тройственного альянса в сфере безопасности AUKUS, которое предусматривает обмен информацией о военно-морских ядерных силовых установках. А в минувшую пятницу это соглашение одобрил глава Белого дома Джо Байден. Он подчеркнул, что его выполнение «не будет представлять необоснованного риска для коллективной обороны и безопасности» трех стран. Возможно, для США, Соединенного Королевства и Австралии этот военный альянс и не представляет опасности, а вот для других стран, в первую очередь Индо-Тихоокеанского региона (ИТР), к которым, кстати, относится и Россия?
Напомним, о создании AUKUS США, Австралия и Великобритания объявили 15 сентября текущего года. Выработанные ими соглашения включают планы строительства Канберрой как минимум восьми атомных подводных лодок (АПЛ) с обычными вооружениями по американским технологиям. Сейчас АПЛ не стоят на вооружении Австралии. Из-за нового пакта Канберра разорвала крупнейший в ее истории контракт с Парижем на поставку 12 субмарин класса Attack на общую сумму около €50 млрд, заявив при этом, что он больше не отвечает национальным интересам страны. Франция расценила этот шаг Австралии не иначе как «удар в спину». Правда, чуть позже Париж проглотил эту «горькую пилюлю» и помирился, в частности, с инициатором создания AUKUS – США. Вернула Франция своего посла и в Австралию, а с Лондоном Париж в общем-то и не ругался.
Многие эксперты считают, что создание военного союза AUKUS в первую очередь преследует цель сдерживания Китая в ИТР, в частности в Южно-Китайском море. В этой связи совсем не удивительно, что первыми на подписание в минувший понедельник первого соглашения в рамках нового тройственного альянса отреагировал официальный Пекин. Так, МИД КНР выразил озабоченность соглашением о ядерных двигателях в рамках AUKUS. Как заявил официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства Чжао Лицзянь, «Китай выражает острую озабоченность сотрудничеством в сфере создания ядерных субмарин между Австралией, Великобританией и США. Это усилит трения в регионе, а также спровоцирует гонку вооружений, создаст угрозу региональному миру и стабильности и подорвет международные усилия в сфере нераспространения ядерного оружия».
Здесь необходимо отметить, что исключительно антикитайский взгляд на AUKUS является слишком узким подходом к данной теме. Определенная сосредоточенность на Китае объясняется достаточно просто: он расположен в ИТР и именно быстрый экономический, политический и военный подъем КНР стал главным вызовом XXI века для США, да и для коллективного Запада в целом. Пекин превратился в мощного геоэкономического и геополитического конкурента. В то же время Вашингтон со своими ближайшими «единокровными» союзниками решает более глобальную задачу – стремится сохранить экономическое, политическое, военное и идеологическое доминирование англосаксов во всем мире. Поэтому взгляд на создание AUKUS именно под таким углом будет, пожалуй, более правильным подходом к данному вопросу.
Важно отметить и еще один важный аспект создания AUKUS – факт передачи Австралии ядерных технологий, что в значительной степени способствует милитаризации зоны ИТР и грозит нарушением режима нераспространения ядерного оружия. К слову, Пекин первым забил тревогу по поводу создания нового альянса и обвинил США в распространении ядерного оружия. Более того, Китай пригрозилпервым ядерным ударом по США из-за организации этого альянса. В Пекине считают, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не сможет осуществлять эффективный надзор над ядерными силовыми установками и радиоактивными материалами.
Отметим в этой связи, что выступая в конце октября на семинаре в Вашингтоне, генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси (Rafael Mariano Grossi) отметил, что у агентства «нет полной ясности относительно технологической модели, которую будут использовать в рамках AUKUS». Он подтвердил, что МАГАТЭ уже начало проверки из-за планов Австралии создать атомный подводный флот. Гросси не исключил, что воплощение этих замыслов создаст прецедент для других неядерных государств.
Не осталась в стороне и Россия. Как заявил в середине октября в интервью американскому телеканалу CNBC президент Владимир Путин, создание AUKUS подрывает региональную стабильность. В связи с созданием этого альянса Москва поставила Вашингтону целый ряд вопросов, а также намерена задать их Лондону и Канберре. В частности, замминистра иностранных дел России Сергей Рябков не так давно отметил, что соглашение Австралии, Великобритании и США в рамках AUKUS является вызовом для режима нераспространения ядерного оружия. В частности, дипломат заявил: «Мы имеем целый ряд вопросов в связи с созданием AUKUS, которые мы уже передали американской стороне. Мы их же зададим австралийским коллегам, в процессе их озвучивания британским коллегам».
Действительно, в части проблемы нераспространения ядерного оружия AUKUS ставит немало вопросов. Как утверждают эксперты, АПЛ в первую очередь предназначены для противодействия аналогичных «коллег» противника. А с учетом того, что в мире только шесть стран имеют на вооружении подлодки с ядерными установками – США, Россия, Британия, Франция, Китай и Индия – то не так трудно предположить, что своих англосаксонских союзников, да и Францию с Индией Австралия вряд ли будет рассматривать в качестве потенциальных противников. В итоге остаются две страны – Россия и Китай. И данный факт создает дополнительные угрозы для возникновения ядерной войны.
Не будем забывать также и о том, что не исчезла ядерная угроза и в Европе, где американцы разместили на территории Германии 20 ядерных бомб В61. За ядерные боеприпасы на базе Бюхель отвечает 702-я эскадрилья ВВС США, которая дислоцируется здесь же. Причем бомбы не лежат как экспонаты в музее. Как пишет немецкое издание Bild, на авиабазе Нёрфених в Германии недавно прошли тайные военные учения, в ходе которых истребителями-бомбардировщиками отрабатывалось использование именно ядерного оружия. Эксперты полагают, что сейчас угроза ядерной войны достаточно высока, и еще больше она выросла после выхода США из ряда договоров по сокращению вооружений.