Сергей Саенко, международный обозреватель
Госдепартамент США опубликовал накануне список из 110 стран и территорий, приглашенных на предстоящий 9-10 декабря виртуальный «Саммит за демократию». Среди участников форума не оказалось ни России, ни Китая. В основном это государства из Европы и Америки. Из ближневосточных стран на мероприятие пригласили только Израиль и Ирак, в то время, как такие важные союзники США, как Турция и Египет, не были приглашены. Кроме того, Вашингтон пригласил на саммит Тайвань, который Китай считает одной из своих провинций. Из стран бывшего Советского Союза приглашения на форум получили Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия, Украина и Эстония.
Заявленная Белым домом цель саммита – «обновить демократию изнутри и противостоять автократиям извне». Изначально такая постановка вопроса является неверной, поскольку в современном мире существует множество разновидностей и оттенков демократий. Кроме того, этот саммит рассматривается Вашингтоном как мера по выполнению обещания президента Джо Байдена «сделать защиту прав и свобод приоритетным направлением внешней политики США».
Реакция Москвы по поводу объявления участников этого саммита последовала незамедлительно. Как заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, Вашингтон хочет приватизировать демократию, а также попытаться провести новые разделительные линии между странами саммитом без участия России и Китая. «Мы негативно относимся, безусловно, к этому предстоящему мероприятию. Это ничто иное как, знаете, какая-то попытка провести новые какие-то разделительные линии. Мы бились-бились в начале 1990 годов, чтобы эти разделительные линии сокращать и убирать. Но сейчас США, к сожалению, предпочитают создавать новые разделительные линии и делить страны на хорошие, в их представлении, и плохие, тоже в их представлении», – сказал Песков в ходе пресс-колла.
В свою очередь официальный представитель российского МИД Мария Захарова и вовсе отметила, что американский саммит – это «очередная химера коллективного Запада». «Этот саммит за демократию – это очередная химера, которая должна показать, что коллективный Запад имеет некую конструктивную объединительную повестку», – отметила Захарова. По ее словам, «объединительная повестка должна иметь конкретные примеры на практике, а не просто теоретические измышления, которые потом заканчиваются очередными скандалами». По ее мнению, в итоге выход только один – проводить подобные собрания, кричать на каждом углу об их важности. Нетрудно догадаться, какие разговоры там будут на самом деле, полагает Захарова.
Свою оценку созываемому США саммиту дал и глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. По его словам, разделив страны на «демократические» и «недемократические», Вашингтон пытается создать массовку для того движения, во главе которого стоят сами Соединенные Штаты. Министр обратил внимание, что в списке приглашенных нет ни России, ни Китая. По его словам, «коллективный Запад» на свои мероприятия приглашает обычно «послушные» страны. «Они нужны для массовки и создают видимость более широкого, нежели чисто западного процесса», – отметил Лавров. Решения же принимаются в узком кругу.
Поскольку саммит еще не состоялся, было бы несправедливым заранее делать выводы об этой инициативе Вашингтона. Однако уже сейчас совершенно очевидно, что администрация Байдена начала идеологический «крестовый поход» против России, Китая и других стран, которые в своем развитии так или иначе «отклоняются от стандартов западной либеральной демократии». А предстоящий «Саммит за демократию» как раз должен будет подтвердить право США и во всем послушного Вашингтону коллективного Запада определять главный вектор политического развития в мире. Причем без учета мнения тех стран, которые не согласны с такой постановкой вопроса, в число коих в первую очередь входят Россия и Китай.
Весьма настораживает и стремление руководства США свести многоцветную палитру современного мира к минималистской черно-белой графике глобальной борьбы между «демократиями» и «автократиями». При таком подходе вся международная система делится на «своих» и «чужих» и на «легитимных» и «нелегитимных». При данном видении новый миропорядок, если он будет построен на таких шатких основаниях, не может быть стабильным и устойчивым по определению: любой крупный международный кризис или острый региональный конфликт принесет с собой высокие риски его разрушения.
Если бы целью «Саммита за демократию» было решение многочисленных задач повышения эффективности государственного управления в глобальном масштабе путем сравнения разнообразных практик, применяющихся в тех или иных государствах, то не было бы необходимости делать мероприятие эксклюзивным, приглашая на саммит в основном друзей и союзников США.
Если цель данного саммита состоит только в том, чтобы в очередной раз разрекламировать политическую, социальную и экономическую модель США, то Вашингтону, вероятно, следовало бы отложить этот форум и для начала навести порядок в собственном доме, решив хотя бы проблему «толерантности» и BLM-движения. Так что ситуация в американском обществе пока не дает оснований рекомендовать американскую модель демократии как образец для подражания другим странам, поскольку она трещит по швам, о чем свидетельствуют многочисленные провалы Белого дома в разных уголках нашей планеты.
Если же главная задача саммита заключается в том, чтобы изолировать Москву и Пекин в мировой политике, то такая задача представляется непосильной для Вашингтона, во всяком случае, на протяжении обозримой исторической перспективы, так как влияние и авторитет России и Китая в мире, в отличие от США, только растут.
Следует подчеркнуть, что Соединенные Штаты созывают «Саммит за демократию» как раз в то время, когда все больше стран в мире предпочитают сами решать, как жить, не оглядываясь ни на кого. Но такие попытки США предпринимаются, они пытаются приватизировать это слово «демократия». То есть демократией является только то, что соответствует пониманию Вашингтона. Но очевидно, что так быть не может и не должно, такого, собственно, и нет», В целом Запад стремится насаждать свои правила игры вместо международного права, тогда как Россия твердо стоит на позиции верховенства последнего.
И здесь важно отметить, что именно Москва предлагает идею, которая может претендовать на истинное лидерство в мире. Речь идет о концепции «разумного консерватизма», озвученной не так давно президентом России Владимиром Путиным. Данная концепция не подразумевает отказа от движения вперед. «Разумный консерватизм» как раз предполагает движение вперед на основе всего позитивного и эффективного опыта, который накоплен человечеством, каждой конкретной страной на своем конкретном примере.