Москва
23 ноября 2025 / 08:55
Москва
23 ноября 2025 / 08:55
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Безопасность
Без срока давности. Украинский террор мирного населения Донбасса
Вояки и наемники несут ответ за убийства и пытки
25 ноября 2021 / 14:25
Без срока давности. Украинский террор мирного населения Донбасса

Марина Харькова, журналист, Донецк

Преступления Украины против мирного населения Донбасса настолько масштабны и жестоки, что даже равнодушное мировое сообщество не может полностью их игнорировать и правда прорывается наружу. Пока за этим не следует наказание, однако ряд судебных процессов, которые начались в Европе и США над наемниками, воевавшими добровольцами на стороне Украины, – это плохой признак для всех украинских боевиков и террористов. Пока Украина служит инструментом борьбы с Россией, преобладает принцип политической целесообразности вместо справедливого воздаяния. Но замолчать и скрыть военные преступления уже не получается, как любые масштабные расправы, и неотвратимость наказания очевидна. Власть Украины пытается их замять и лишь имитирует борьбу с убийцами и садистами в погонах.

Стали всплывать подробности и засекреченные ранее данные об истинном количестве преступлений украинских боевиков в Донецкой и Луганской областях. Например, в отчёте за подписью начальника Главного управления Военной службы правопорядка ВСУ генерал-майора Игоря Криштуна на имя министра обороны Украины указан рост количества преступлений против мирного населения на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областях. Только за период 2014-го и 2015 годов в ВСУ было официально зафиксировано 7422 правонарушения в отношении местного гражданского населения. В докладной начальник военной полиции информирует руководителя Минобороны, что в структуре преступлений, совершенных против местного населения в районе проведения АТО, преобладают: умышленное убийство 13,6%; незаконное лишение свободы или похищение человека 52,9%, умышленное телесное повреждение 5,4%; кража 2,7%; грабеж 2%.  

В докладе делается вывод, что больше всего в Донбассе было похищений и умышленных убийств. Приведены примеры резонансных преступлений ВСУ: некий контрактник Паламарчук ввалился в частный дом, изнасиловал девушку и убил ее отца, пытавшегося защитить свою дочь. В г. Константиновка сержант Роман Карпинец, управляя бронемашиной в состоянии алкогольного опьянения, на большой скорости вылетел на тротуар, где в этот момент находились женщина и двое детей. 8-летняя Полина Воронова погибла на месте. Женщина и второй ребенок были доставлены в больницу. Командир бронемашины старший лейтенант Марьян Рак в это время тоже находился в ней. Но вместо заслуженного наказания он вскоре получил за свои «подвиги» орден Богдана Хмельницкого. Военнослужащие 30 механизированной бригады солдаты Костин и Бабий в районе зоны АТО проникли в частный дом, где убили двух женщин (1938 и 1970 г.р.).  Трое военнослужащих 53 механизированной бригады,  сержант Резников, солдаты Дячук и Соловей в с. Новгородское Донецкой области убили водителя такси из штатного оружия - аовтомата АКС-74, спрятали тело в лесополосе, после чего вернулись в расположение своего подразделения. И это только небольшая часть преступлений против мирного населения, которые Украина была вынуждена признать. О том, что в Донбассе зарегистрированы тысячи случаев пыток, убийств, а также незаконных удержаний, сообщали сотрудники Хельсинкского союза по правам человека. Всего, по словам правозащитников, за несколько лет зарегистрировано более 12 тысяч случаев преступлений по разным базам данных. Речь идет об убийствах, пытках и незаконном лишении свободы, все это - преступления против физической свободы и неприкосновенности личности.  

С апреля 2014-го до конца 2016 года за преступления, совершенные на территории Донецкой и Луганской областей, по статье «Незаконное лишение свободы или похищение человека» были привлечены к ответственности всего 45 работников правоохранительных органов и двое военнослужащих. По статье «Насильственное удовлетворение половой страсти неестественным способом» - 4 правоохранителя. А вот по статьям «Пытки» или «Нарушение законов и обычаев войны» на Украине не был наказан ни один виновный.

Украинские волонтёры подтверждают эту информацию, а некоторым из них после публикаций о преступных действиях украинской военщины даже приходится покидать территории, подконтрольные Киеву. Так, в 2016 году из Мариуполя была вынуждена уехать волонтёр Лилия Болбат, которая рассказала правду о многочисленных случаях  сексуального насилия, совершённых боевиками батальона «Торнадо» (запрещён в РФ) в отношении несовершеннолетних жителей Донбасса: «Рассказать вам, как дюжина военных украли молодую девочку и 10 дней её насиловали, пока ребенок не умер? Как тормозили на дорогах каждую проезжую машину и брали с людей дань? Держали людей в подвалах и били, требуя деньги, участвовали в рейдерских захватах, били и пытали мирных». В адрес Болбат стали поступать угрозы, и она была вынуждена уехать.
В том же Мариуполе, подконтрольном Украине, был случай расстрела подростков, когда боевики «Айдара» (запрещен в России как террористическая организация) на окраине города начали стрельбу по двум мальчикам-велосипедистам, которых приняли за наводчиков. В этом приморском городе украинские боевики контролировали не только концлагерь в аэропорту, но и школу в Орджоникидзевском районе Мариуполя и частные дома на выезде в Володарский район, где пытали людей в подвалах. «Через тюрьмы и подвалы проходили все, кого подозревали в симпатиях к ДНР в Мариуполе, Першотравневом, Володарском, Новоазовском районах.

По моим подсчетам, таких было не менее 120 человек, обычных мирных жителей», рассказывает на условиях анонимности очевидец событий. Коммунистке и участнице Русской весны Тамаре Ганже в мариупольском плену сломали нос и разбили ухо, грозили помещением в ров к трупам. Женщина выжила чудом и на свободе молчать не стала. Как рассказал другой заключенный мариупольского аэропорта Константин Филичкин, его допрашивали депутаты украинского парламента радикалы Олег Ляшко и Игорь Мосийчук, который лично прокалывал ногу узника штык-ножом и перерезал сухожилие на руке. Их подручные в это время били задержанных мирных граждан прикладами по голове. Еще одно свидетельство жителя Мариуполя Николая П.: «Меня скрутили прямо на улице и увезли в местное управление СБУ. Это одно из самых страшных мест. Я не представлял, сколькими разными способами можно избивать человека. Например, ребром книги. Они брали гранаты без запалов, засовывали их в противогаз и избивали этим. Когда  отключался, меня приводили в сознание и продолжали. Когда я уже окончательно стал куском мяса, меня кинули в автозак».

Свидетельств зверств украинских боевиков и представителей ВСУ и нацгвардии – множество. О них рассказывают как сами пострадавшие, так и очевидцы из числа жителей ДНР и ЛНР. Александр Рябцев работал водителем автобуса, его остановили на блокпосту. Украинские вояки проверили телефоны пассажиров и нашли там фото с флагами ДНР. Мужчин вытащили из автобуса и начали бить ногами. Потом бросили в яму, вырытую возле блокпоста. Лишь на третьи сутки кинули им, как собакам, еду – кусок хлеба на двоих. На шестые сутки задержанных перевезли в Мариуполь, где пристегнули наручниками к столбу и оставили так до утра. Анатолия К. задержали украинские вояки прямо на улице, привезли на местный аэродром и пристегнули наручниками к столбу. Он рассказывает: «Начали бить палкой и ногами по спине, рядом со мной были также пристегнуты еще двое человек, их тоже жестоко били. Потом его и пятерых других гражданских перевезли в тюрьму, надев на головы пакеты и попарно заковав в железные цепи. От избиений у мужчины начались проблемы со здоровьем, он был запытан и избит. Вячеслав Т. работал электриком в деревне возле Мариуполя. После одного из обстрелов села он поехал на блокпост, чтобы помочь в ремонте линии электропередачи. Его задержали, отобрали паспорт, связали и отвезли на территорию мариупольского аэропорта. Там мужчину продолжили бить и пытать электротоком. Через какое-то время отпустили, не доказав обвинений «в поддержке сепаратизма». Другого задержанного, Ярослава С., подвесили за связанные руки и начали бить. Ему выбили все зубы с одной стороны, сломали ребра и надрезали ухо. «В той камере, где меня держали, кажется, кого-то до смерти забили. Я видел характерные следы крови и мозгов. Там страшно... Я так понял, это была камера пыток у них такая», рассказал правозащитникам мужчина.  
Главный редактор немецкого журнала World Economy Александр Сосновский был вынужден подтвердить, что о фактах пыток и преступлений украинцев против мирного населения в Донбассе европейцы прекрасно осведомлены. Вот что он вспоминает об этом: «У меня были контакты с представителем мониторинговой миссии ОБСЕ на востоке Украины. Знаете, он мне рассказал такую ужасающую историю… Когда только ещё создавалась эта мониторинговая миссия, в Донбассе было несколько представителей, в том числе представитель США, который работал в этой миссии. Мы находились недалеко от Мариуполя и пытались вести переговоры, туда приехал американец и сказал: «Знаете, вы уйдите из этого сектора и перейдите куда-нибудь подальше, потому что здесь находятся такие места, подвалы, в которых вы можете случайно наткнуться на пытки, увидеть пленных людей, которые к этому не имеют никакого отношения». Так что о тайных тюрьмах, пыточных камерах, истязаниях мирного населения уже тогда знали в ООН, ОБСЕ, ЕС и Совете Европы.  

Преступления украинских вояк и нацбатов распространялись на всю территорию так называемой зоны «антитеррористической операции» в Донбассе. Свидетельство Романа Криниченко о зверствах украинских силовиков в Покровске (Красноармейск) и Мирнограде (Димитров) это подтверждают: «Был беспредел. Моего знакомого и знакомую изнасиловали и убили, отрезав голову. Это были простые ВСУшники, у нас нацбатов тогда не было. Тела нашли, даже велось расследование, которое почему-то закрыли. У многих людей отбирали машины, могли зайти в магазины, избить охранников, забрать бесплатно любой товар. Могли заселиться в любой дом, в который заходили, ограбить. В городе начали пропадать люди».

Арестованный сотрудниками СБУ Алексей рассказывает: «Меня схватили неизвестные люди в форме, засунули в машину, привезли на базу СБУ, замаскированную под автомойку, где несколько дней допрашивали с пристрастием, били, унижали. Потом отправили в село Евгеньевка под Славянском, где был фильтрационный лагерь. В нем располагалось два кунга, которые служили местами заключения. Кунги - это маленькие будки. Там я провел больше двадцати дней, каждый день менялись люди, добавлялись новые, в среднем там люди проводили по пять-семь дней. Избиения были регулярные, меня поднимали ночью, били по голове. Условия содержания в фильтрационном лагере — просто кошмар, все время ты сидишь в наручниках, с мешком на голове либо в целлофановом пакете, замотанном скотчем. Набивали в кунг людей до предела - одновременно 17-18 человек. Ты даже лечь не можешь, стоишь сутками. Еще нас засовывали в яму. Была выкопана пятиметровая яма и туда бросили всех вместе, там несколько дней мы сидели под дождем, по щиколотку в воде».

Председатель гуманитарного фонда Алла Белоусова свидетельствует: «Нас задержала Национальная гвардия Украины. Они мне надели кулек на голову, плотно перемотали - дня три я не могла шевелить головой. На просьбу облегчить страдания, ответили: «Сдохнешь скоро, сепаратистка. Вас много уже тут закопанных валяется». Потом нас привезли в аэропорт Краматорска. Там было такое, что не снилось в самом страшном сне. При мне избивали мужа, отбив ему печень. Надевали кулек и душили женщину. Там было так жутко, что даже страшно вспоминать. Потом нас приковали к какому-то турнику. Три дня мы на нем висели в наручниках».

Пожилой мужчина Сергей вместе с сыном и внуком до войны были собственниками магазина в г. Старобешево. Когда ВСУ зашли в город, к дому Сергея подъехал автомобиль. Четверо военных в украинской форме провели дома обыск. Сергея вместе с внуком отвезли на позиции ВСУ на окраине города. Их били ногами и прикладами до потери сознания. После избиения посадили в разные машины и увезли. С этого момента Сергей больше не видел своего внука. Мужчину пытали в подвале, погружая в резервуар с водой и удерживая там. Тело его сына с многочисленными следами пыток было найдено на следующий день после их задержания на трассе в окрестностях Старобешево. Сергей вскоре после гибели родных умер – не выдержало сердце.

Также известно, что в Донбасс специально командировали полицейских и следователей с Западной Украины, чтобы те давили на местных правоохранителей и фабриковали дела для арестов неугодных и инакомыслящих. По свидетельству следователя Марьинского районного отдела МВД Украины В. Василенко, «они заставляли разыскивать по домам «сепаров», хватали таксистов и фермеров, которые приезжали из ДНР на украинскую сторону, били их и угрозами расправы вынуждали подписывать признание вины».

Между тем, пока на Украине осужденное количество вояк-преступников ничтожно мало, в США идет процесс по осуждению семерых американских граждан, воевавших на Украине в составе «Правого сектора» (запрещен в России как экстремистская организация). Они признаны виновными в убийствах мирных жителей Донбасса и причастны к ряду тяжёлых военных преступлений без срока давности. Этим делом занимается Федеральное бюро расследований и Минюст США. Следствие доказало, что американские наемники похищали, пытали, а затем топили мирных жителей Донбасса. Несколько человек из числа обвиняемых непосредственно связаны с армией США. Главарь группы Крэйг Лэнг виновен в нескольких убийствах. Также расследование ведётся против Далтона Кеннеди, Дэвида Клемана, Куинна Рикерта, Санти Пиртла, Брайана Бойэнджера и Дэвида Плэстера. Формулировки обвинительной части против них – это «участие в пытках, жестоком и негуманном обращении и убийстве людей, которые не принимали активного участия в боевых действиях, и намеренное причинение тяжкого вреда этим людям», сказано в докладе Минюста США. Обвинения в США уже предъявлены Лэнгу, другие наемники находятся под следствием, кто-то заключен под стражу, кто-то продолжает служить в армии. Одни отрицают обвинения, другие активно дают показания. Например, свидетель Рикерт рассказал ФБР, что Крейг Лэнг причастен к «многочисленным пыткам и убийствам» людей в Донбассе весной 2016 года. Вместе с еще одним бойцом, австрийцем Бенджамином Фишером, они истязали людей, расстреливали их и закапывали рядом с базой. Пытки и гибель местного мирного жителя, которого Лэнг привез на базу украинских боевиков под Новогродовкой, были сняты на камеру, и следствию предъявили эту видеозапись. На другом видео, переданном Минюсту США, Лэнг топит женщину. У американских следователей есть видео, на котором очередного задержанного бросили в душевую кабину и садистски избили. В докладе отмечено, что «Лэнг несколько раз ударил мужчину в живот и голову, бросив его на пол, где бедняга корчился от боли». Сейчас американские следователи требуют от Украины дать возможность экспертам из США побывать на базе под Новогродовкой, где убивали мирных граждан.