В Германии определились с правящей коалицией. Уже есть первые заявления по внешней политике. Есть ли изменения по сравнению с эпохой Меркель?
Отвечая на этот вопрос, ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин отметил, что "определенные изменения в сравнении с эпохой Меркель конечно присутствуют. Это прежде всего другие политические силы. Социал-демократы входили и раньше в коалицию в предыдущие четыре года, но на правах младшего партнера, хотя и занимали порой ключевые посты в правительстве: посты министра экономики, министра финансов. Сейчас расклад поменялся и коалиция будет более сложная, более противоречивая. Это и зеленые, и либералы, и социал-демократы. Но в целом коалиционные переговоры проходили достаточно гладко в отличии от 2017 года. Не было резких заявлений, не было попыток срыва переговорного процесса. Поэтому в целом можно сказать, что стартовые условия для нового кабинета вполне благоприятны. Что же касается внешнеполитического курса Германии, то сильных изменений вряд ли стоит ожидать. Трансатлантический вектор как доминирующий в нынешней внешней политике Германии останется. И Шольц - это политик атлантистский, и не даром он сразу после выборов в Бундестаг полетел в Вашингтон сверять часы с американскими партнерами. Зеленые тоже, несмотря на их критику американских санкций в отношении некоторых европейских компаний, задействованных в проекте "Северный поток-2", все равно привержены либеральным ценностям, олицетворением которых являются США. То же самое и для Свободно-демократической партии".
По словам эксперта, "что касается восточного вектора немецкой политики, то здесь будет сохранятся экономический прагматизм, но в плане политического диалога конечно вести его немного сложнее. Потому что г-жа Бербок (претендент на место министра иностранных дел) находится в прокрустовом ложе политики ценностей. Это не реальная политика. И здесь будет конфликт подходов Социал-демократов, более ориентированных на реальную политику и подходов тех же Зеленых, которые следуют политике ценностей. Поэтому переговорный процесс будет, но договариваться будет сложнее. Есть множество болевых точек: это и Ближний восток, и Украина, и энергетика, и попытка западных партнеров учить Россию правилам гражданского общества и обращения с различными одиозными фигурами. Но таковы реалии, к которым нужно привыкать. В плане тональности, в плане подачи каких-то политических вопросов с Бербок будет говорить сложно. Но в любом случае немецкий бизнес будет продолжать стучаться в немецкие властные кабинеты, и при Меркель тоже было не все так гладко. Поэтому да, санкции будут продолжаться, да, давление политические будет продолжаться. Но с другой стороны Россия уже к этому привыкла".