Сергей Саенко, международный обозреватель
В среду президент России Владимир Путин в формате видеоконференции провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. Эта беседа состоялась всего через неделю после телемоста российского лидера с американским президентом Джо Байденом и оказалась немного короче: если с коллегой из США Путин говорил два часа, то с китайским лидером – около полутора часов.
Как рассказал журналистам помощник президента России Юрий Ушаков, российский и китайский лидеры обсудили «буквально все насущные и важные проблемы» – от гарантий безопасности для Москвы в Европе до создания новых альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), от двусторонних отношений до будущих встреч, одна из которых может состояться уже в феврале 2022 года. По словам Ушакова, это была беседа «двух коллег, двух друзей».
Действительно, отношения Москвы и Пекина переживают в последнее время небывалый подъем. В ноябре Владимир Путин заявил, что Россия и Китай связаны отношениями всеобъемлющего стратегического партнерства, и назвал их наилучшими в истории, а во вступительном слове на нынешних переговорах он сказал, что считает российско-китайские отношения «настоящим образцом межгосударственного сотрудничества в XXI веке». В свою очередь китайский МИД заявил, что обе страны являются «стратегическими якорями и внешнеполитическими приоритетами друг для друга», «соседями, которых нельзя поколебать, и настоящими партнерами, которых нельзя разделить или сокрушить», и охарактеризовал российского лидера как «хорошего друга» Си Цзиньпина. К слову, сам китайский лидер на нынешних переговорах с Путиным назвал его не иначе как «старым другом».
По этой причине главам двух государств было что обсудить и, как говорится, «сверить часы» по широкому кругу международных проблем. Китайский лидер, в частности, поблагодарил Путина за противостояние попыткам вбить клин между Москвой и Пекином, что в последнее время упорно пытается сделать коллективный Запад во главе с США. Стороны выразили надежду на личную встречу в феврале и совместное участие в церемонии открытия XXIV зимних Олимпийских игр в Китае. Владимир Путин, кстати, в ходе переговоров с Си Цзиньпином подтвердил намерение посетить открытие Олимпиады в Пекине. После вступительных слов переговоры продолжились в закрытом режиме.
Необходимо отметить, что сближение России и Китая сильно встревожило Соединенные Штаты. Доказательством этого может служить то, что в последнее время администрация Байдена несколько ослабила свою антикитайскую риторику и готова вести с Россией диалог по стратегической стабильности. Не секрет, что Вашингтон и его некоторые азиатские союзники, такие как Япония и Австралия, бряцают оружием из-за Тайваня, а США и НАТО сейчас делают то же самое в отношении Украины. Похоже, некоторые американские ястребы переоценивают внешнеполитическую мощь и военный потенциал своей страны. Однако, в Белом доме, судя по всему, пришли к выводу, что не стоит вести дипломатическую войну на два фронта, которая, как предупреждают некоторые западные эксперты, может перерасти в горячие войны одновременно за Тайвань и Украину.
По этой причине ряд «мудрецов» во внешней политике США уже давно выступают за вбивание клина между Россией и Китаем, чтобы помешать наращиванию их способности действовать вопреки интересам Запада. Некоторые из них даже предлагали нормализовать отношения с Россией, чтобы противостоять возвышению Китая. На деле же все происходит таким образом, что Вашингтон своими действиями только бросает Москву и Пекин в более тесные объятия друг к другу.
К примеру, в своем недавнем докладе влиятельный американский «мозговой центр» – базирующийся в Вашингтоне Атлантический совет, заявил, что разделение России и Китая будет иметь решающее значение для будущего. В свою очередь госсекретарь США Энтони Блинкен выдвинул идею о том, чтобы администрация Байдена использовала «растущую асимметрию» между Россией и Китаем, особенно «все возрастающую зависимость Москвы от Пекина», чтобы внести в их отношения необходимый раскол. Можно также вспомнить, что президенты Дональд Трамп, Барак Обама и Джордж Буш-младший и их высшие должностные лица в свое время предлагали в отношении России и Китая стратегию «разделяй и властвуй». Что из этого получилось, мы видим сейчас: отношения России и Китая только укрепились, а все расширяющийся диалог Москвы и Пекина (причем даже не военный союз) наводит ужас на коллективный Запад.
Итоги нынешних переговоров Владимира Путина и Си Цзиньпина лишний раз подтвердили, что вбить клин в отношения Москвы и Пекина, о чем уже не раз заявляли лидеры двух стран, никому не удастся. В частности, ранее президент Путин говорил, что Россия не намерена дружить с кем-либо против Китая, что Москва убедительно подтверждает своими действиями на международной арене.
Некоторые эксперты в последние дни, особенно после видеомоста Путина и Байдена, вдруг заговорили о том, что возможное налаживание российско-американского диалога по стратегической безопасности может навредить отношениям Москвы и Пекина. Думается, что эти опасения напрасны. Свидетельством тому может служить тот факт, что в ходе нынешних переговоров с Си Цзиньпином российский президент сам сообщил о готовности немедленно начать с Западом переговоры о гарантиях безопасности, ставших одной из основных тем его беседы с Байденом, и информировать о ходе обсуждения Пекин. При этом председатель КНР, по словам Юрия Ушакова, «полностью поддерживает» российскую инициативу. Как уточнил помощник президента России, предложения Москвы по этой теме были переданы представителям США ранее в среду. Нашу страну в переговорах на эту тему будет представлять замглавы МИД Сергей Рябков.
Причем следует подчеркнуть, что мнения Москвы и Пекина совпадают не только по этому вопросу, но и по многим другим проблемам международной жизни. Так, российский и китайский лидеры сошлись во мнении, что такие мероприятия, как организованный Вашингтоном 9-10 декабря «Саммит за демократию» (ни Россия, ни КНР в нем не участвовали), контрпродуктивны. Помимо этого, Путин и Си Цзиньпин осуждают создание в АТР таких альянсов, как AUKUS (военный союз Австралии, Великобритании и США) и QUAD (Четырехсторонний диалог по безопасности с участием Соединенных Штатов, Австралии, Японии и Индии). AUKUS, в рамках которого предполагается передать Канберре технологии строительства атомных подлодок, подрывает устои режима нераспространения ядерного оружия, согласились лидеры двух стран в ходе нынешних переговоров.
Владимир Путин и Си Цзиньпин также договорились содействовать проведению в 2022 году саммита «пятерки» постоянных членов Совета Безопасности ООН – с идеей организовать такую встречу российский лидер выступил в январе 2020 года. Кроме того, в скором времени может состояться саммит РИК – России, Индии и Китая, что может стать важным событием международной жизни.