Москва
23 ноября 2025 / 06:28
Москва
23 ноября 2025 / 06:28
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Политика
Британские консерваторы недовольны премьер-министром
Постоянные скандалы и неудачи грозят Борису Джонсону отставкой
22 декабря 2021 / 13:53
Британские консерваторы недовольны премьер-министром

Сергей Саенко, международный обозреватель

Британскую политическую арену потрясла сенсация. Консервативная партия Великобритании (тори) проиграла на днях довыборы в избирательном округе Северный Шропшир на западе Англии. Казалось бы, что здесь удивительного? Но все дело в том, что в этом округе консерваторы не проигрывали выборы почти два столетия.  Победу одержала кандидат от третьей по силе партии страны «Либеральные демократы» Хелен Морган, опередив оппонента-тори Нила Шастри-Херста на 15,5% голосов.

Однако эксперты винят в поражении не столько самого кандидата-консерватора, сколько  премьер-министра страны Бориса Джонсона, который в последнее время только дискредитирует партию тори, попадая в скандал за скандалом и имея разногласия с однопартийцами. К примеру, буквально на днях подал в отставку из-за несогласия с политикой Джонсона по вопросам ужесточения коронавирусных ограничений в стране главный переговорщик Лондона с Брюсселем  по проблемам выхода Великобритании из Евросоюза (Brexit) Дэвид Фрост. К тому же и рейтинги самого британского премьера в последние месяцы катятся вниз, опустившись до рекордной отметки с момента его прихода к власти летом 2019 года. В этой связи появились серьезные сомнения, что на следующие всеобщие парламентские выборы в мае 2024 года тори поведет за собой именно Борис Джонсон.

Следует заметить, что довыборы в Северном Шропшире произошли из-за того, что Оуэн Патерсон, представлявший регион в парламенте страны аж с 1997 года, был признан виновным в нарушении правил лоббизма, после чего ему пришлось покинуть пост. Это, видимо, тоже могло наложить отпечаток на мнение избирателей о тори в целом. Создается впечатление, что у жителей округа помимо боязни ковида и его нового штамма «омикрон» была и усталость от постоянных инцидентов с членами правящей партии консерваторов. Явка на выборах составила всего 46,3%, в то время как два года назад, когда тори уверенно победили, на избирательные участки пришли 67,9% жителей этого округа. То есть многие избиратели, ранее поддерживавшие тори, на этот раз решили на выборы вообще не ходить, чем и предопределили победу «Либеральных демократов».

Справедливости ради следует признать, что Борис Джонсон частично взял на себя вину за поражение в Северном Шропшире. «Я слышу, что говорят избиратели в этом округ, и со всем смирением должен принять этот вердикт. Конечно, я беру на себя личную ответственность за произошедшее», – заявил британский премьер журналистам.

Вместе с тем приходится сомневаться в искренности премьера. Слишком часто он становится героем громких скандалов. Одним из самых нашумевших в последнее время стало разбирательство с привлечением средств бизнесменов-спонсоров партии тори для реставрации резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит, 10. Сейчас же вся Британия наблюдает за новыми подробностями рождественской вечеринки прошлого года, когда Бориса Джонсон и его подчиненные непринужденно веселились во время локдауна, вызванного эпидемией COVID-19. Начальник внутренней государственной службы Саймон Кейс, который вел расследование данного инцидента, в итоге сам подал в отставку, поскольку оказалось, что вечерника была организована в его же собственном офисе.

В свою очередь источники газеты The Guardian утверждают: руководители тори вполне однозначно высказались, что если Джонсон не разъяснит свои действия и не исправится, то однопартийцы могут сместить его с поста лидера уже в следующем году, что автоматически приведет его отставку с поста премьер-министра. Действительно, рейтинги популярности Бориса Джонсона упали до рекордных значений. По данным исследований социологического института YouGov, лишь 24% британцев относятся к Джонсону положительно, в то время как 66% не доверяют ему. Британцы не могут забыть и трудностей, связанных с Brexit, особенно это касается проблем с т.н. североирландским протоколом.  

Сыграла свою негативную роль и недавняя «рыбная война» между Великобританией и Францией. Дело дошло до того, что Париж пригрозил Лондону отрезать Британию от энергоносителей. Это могло бы иметь жестокие последствия для страны, поскольку 47% импорта электроэнергии на Британские острова поступает именно через Францию. До Brexit, надо отметить, подобных споров между Лондоном и Парижем не возникало.

Но, что гораздо важнее, избиратели недовольны противоречивой политики правительства Джонсона в борьбе с ковидом. Например, бывший советник премьер-министра Доминик Каммингс признался, что экс-министр здравоохранения Мэттью Хэнкок специально затягивал распространение тестов на COVID-19, чтобы потом отчитаться о высоких темпах их введения и получить политические очки на жизнях рядовых британцев. Показательно, что даже сами консерваторы зачастую голосуют против инициатив Бориса Джонсона. К примеру, на минувшей неделе более ста депутатов Палаты общин парламента выступили против проекта введения аналогов ковид-паспортов. Этот законопроект был одобрен лишь благодаря поддержке оппозиционных партий и остальных тори.

Примечательно, что рейтинги Джонсона упали не только в Англии, но и в других частях Соединенного Королевства – Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Жители Британских островов недовольны тем, что Борис Джонсон, обещавший возместить отсутствие финансирования из Евросоюза, отложил эти проекты до 2022 года. К тому же еще и неизвестно, в каком объеме они будут реализованы. При таком положении вещей не исключено, что в будущем году внутрипартийный Комитет тори сможет собрать 55 писем депутатов против Джонсона и объявить ему вотум недоверия, как это уже было в случае с Терезой Мэй в 2019 году и Дэвидом Кэмероном в 2016 году после референдума по Brexit.

Правда, сейчас встает вопрос: а надо ли менять лидера страны в середине срока правления или с этим следует подождать? Закон, кстати, не требует, чтобы для смены главы правительства проводились всеобщие парламентские выборы – им автоматически становится лидер правящей партии. Поэтому вопрос пока открыт: менять Джонсона или сделать это поближе к выборам через три года. Эту дилемму и будет решать партийная фракция тори. Но сейчас, судя по сообщениям британских СМИ, Борису Джонсону дали несколько месяцев на то, чтобы он как-то смог выправить ситуацию и вывести партию консерваторов из пике.

Пока же главная оппозиционная сила Великобритания – Лейбористская партия опережает тори по популярности. Как свидетельствуют данные последнего опроса общественного мнения, проведенного в период с 3 по 10 декабря службой Ipsos MORI , лейбористы опережают консерваторов на 5 пунктов в предпочтениях избирателей (39% против 34%), а их лидер Кир Стармер опережает Бориса Джонсона аж на 13 пунктов в том, кто станет самым способным премьер-министром. И если тенденция роста популярности лейбористов сохранится, то вскоре может встать вопрос не об отставке лидера консерваторов Джонсона, а о смене правящей партии в стране в целом.