Юрий Веселов, военный обозреватель
По мнению Джеймса Джеффри, американская администрация Джо Байдена, в отличие от предыдущих президентов (Обамы и Трампа), не привнесла ничего нового в стратегию и тактику действий США в Сирии. Предшественники нынешнего руководства отличались тем, что каждый из них внимательно отслеживал развитие обстановки внутри этой арабской страны и вокруг нее, активно реагируя и продвигая американские интересы.
Наиболее жестким и противоречивым курсом в отношении Дамаска была администрация Дональда Трампа. На словах этот американский лидер выступал за прекращение внешнеполитического вмешательства во внутренние дела Сирии, сохранение у власти президента Башара Асада, его ориентацию на помощь Ирана в борьбе с внешними террористическими силами и даже за прекращение американского военного присутствия в этой стране.
На самом деле именно при нем были приняты самые жесткие и нарушающие все международные законы меры якобы против сирийского правительства, которые легли в основу деятельности нынешних американских властей. Главным из них является принятый в 2019 году так называемый «Закон Цезара». Подписанный Трампом закон, по сути, в нарушение всех норм ООН ввел в одностороннем порядке широкие международные политические, экономические, военные и социальные санкции против сирийского государства и ее народа, серьезно осложнив процесс мирного урегулирования кризиса в стране.
Джеймс Джеффри считает, что главными достижениями американской политики в Сирии стали сохранение американского военного присутствия и санкции.
Присутствие США в Сирии позволило янки создать и вооружить подконтрольные им крупные отряды сепаратистски настроенных курдских формирований, контролирующих примерно четверть территории государства, на которых расположены основные источники нефти и природного газа. Эти богатства не доступны для государственного использования, в результате чего сирийское правительство вынуждено затрачивать значительные финансовые средства для приобретения топлива за рубежом.
Введенные в июне 2020 года США односторонние рестрикции против Сирии блокировали возможное ее сотрудничество с арабским миром и всеми другими странами из-за открытой угрозы американцев наказать тех, кто осмелится нарушить американские санкции.
Джеффри считает, что в настоящее время основными игроками на сирийском поле являются США с их западными союзниками, Россия, Израиль, Турция и Иран. При этом американец не скрывает того, что Москва представляет главного, наиболее влиятельного и сильного союзника Дамаска, с интересами которого вынуждены считаться остальные игроки. Военное присутствие России очень серьезно ограничивает влияние США не только в Сирии, но и на Ближнем Востоке в целом.
Однако, по мнению бывшего американского посланника, Россия в настоящее время «завязла в сирийском болоте».
По оценке Джеффри, за последние годы сирийское правительство при поддержке России не только не расширило территорию своего контроля, но и частично утратило зоны влияния в ряде регионов страны. Башар Асад так и не распространил государственную власть на северо-западе Сирии и над центральными восточными районами. Сирийские правительственные силы и их иранские союзники продолжают нести чувствительные потери личного состава от военных действий сирийской оппозиции и террористов.
Переговоры с представителями руководства сирийской политической оппозиции, которые проводятся под эгидой ООН, не дают результатов, и перспектива проведения широких социально-политических преобразований с учетом всех интересов противников Башара Асада остается призрачной. При этом усилия России по налаживанию межсирийского диалога не дают положительного результата.
По утверждению янки, процесс возвращения и переселения сирийских беженцев в места их постоянного проживания полностью застопорился по причине отсутствия у власти достаточных средств и возможностей для обеспечения восстановления жилого фонда от последствий войны. При этом Россия, как наиболее мощный гарант сирийского урегулирования, не обладает достаточными материально-экономическими возможностями для оказания достаточной помощи Сирии. Другие стороны-гаранты в лице Ирана и Турции также пока не могут или, наоборот, заинтересованы в ухудшении экономического положения арабской страны.
Джеффри уверен, что в ближайшей перспективе арабские государства не пойдут на восстановление в полном объеме отношений с Сирией, опасаясь ответных мер со стороны США. Американец не скрывает своего разочарования сдержанностью администрации Джо Байдена в выработке и внедрении против Сирии новых ограничений, а также мягкостью американской политики в отношении России по сирийской проблематике.
Вместе с тем Джеймс Джеффри удовлетворен тем, что администрация Джо Байдена стремится сохранить очаг напряженности в Сирии и не намерена отказываться от курса, направленного на закрепление американского военного присутствия в этой стране. Именно данное обстоятельство сдерживает Москву и Дамаск от активных действий в ряде регионов Сирии.