Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Цены на газ в Европе продолжают бить рекорды: 21 декабря стоимость тысячи кубометров газа превысила отметку в 2100 долларов, то есть котировки более чем в два раза выше, чем были в самом начале календарной зимы.
Европейских чиновников, допустивших газовый дефицит в этом отопительном сезоне, сильно возмущает сложившая ситуация на местном рынке энергоносителей. Однако они вовсе не признают собственных ошибок в ставках на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), неумелость планирования запасов газа, и общий провал концепции энергетической безопасности даже на сезон. Поэтому обвинения в энергетическом кризисе публично адресуются «Газпрому»: российскому концерну «вменяют» искусственное сдерживание экспорта, что и провоцирует дефицит газа. Что, конечно, не может не удивлять. «Газпром» поставляет газ в Европе в полном соответствии с контрактными обязательствами. А уж по какой магистрали качать газ – это уже «кухня» самой компании. Поэтому аукционные объемы на прокачку газа по системе «Ямал—Европа» бронируются порой в пределах 5% от предлагаемой суточной мощности. Иногда система в базовом режиме не работает, а функционирует в режиме реверса – тогда газ идет из Германию в Польшу. Но этим новостям придается в европейской прессе «панический» окрас. Пресс-секретаря Президента России Дмитрий 21 декабря, комментируя ситуацию с временной остановкой поставок по газопроводу «Ямал—Европа», заявил, что это «абсолютно коммерческий момент».
Можно перечислить много объективных и веских причин роста цен на газ в Европе: это и пустеющие местные хранилища газа, и похолодание, и провал ставок еврокомиссаров на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) из-за безветрия, и отвлечение поставщиков сжиженного природного газа (СПГ) на Азиатско-Тихоокеанский регион, а также отсутствие понимания горизонта сертификации «Северного потока – 2».
Последний аргумент стоит разобрать подробней. Ввод в промышленную эксплуатацию «Северного потока — 2» реально бы снял напряжение на европейском рынке газа. Очевидно, что это новые объемы газа для Европы. Президент России Владимир Путин и менеджмент «Газпрома» это уже не раз поясняли.
Но удивительно, что ни новый виток роста цен на газ в Европе, ни зимние холода, никак не способствует ускорению процесса сертификации газопровода. Еврорегуляторы по политическим причинам тормозят решение проблемы лицензирования магистрали, только затягивая решение вопроса. Сперва новый министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок заявила, что начальная заявка «Газпрома» сертифицировать «Северный поток — 2» не соответствует европейскому законодательству. После глава Федерального сетевого агентства Германии Йохен Хоманн объявил, что финала сертификации газопровода можно не ждать в первой половине 2022 года. А вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек и вовсе назвал «Северный поток — 2» «геополитической ошибкой». Кроме того, 20 декабря СМИ растиражировали заявление главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля, который, в частности, пояснил, что Еврокомиссия не считает новый трансбалтийский проект «Газпрома» приоритетным. Он также добавил, что трубопровод «продолжает оставаться вопросом для обсуждения и в любом случае должен будет соответствовать требованиям европейских нормативных актов».
Тем временем, во вторую нитку «Северного потока — 2» начал поступать газ. Об этом 17 декабря сообщил оператор проекта Nord Stream 2 AG. Процесс наполнения завершится при достижении необходимого уровня давления в системе. Кроме того, 15 декабря «Газпром» уведомил в своем пресс-релизе о выполнении своих обязательств по транзитному договору с Украиной. Россия транспортировала 40 млрд кубометров газа, что соответствует объему по договору на весь 2021 год. Таким образом, новая трансбалтийская система технически полностью готова к запуску и избавлена от каких-либо претензий, связанных с обязательствами «Газпрома» по украинскому транзиту.
Важно заметить, что у энергокризиса в Европе есть и фундаментальная причина – это новая модель рынка, которую много лет с упорством имплементирует Еврокомиссия. Еврокомиссары упрямо продолжают превозносить свой странный курс, что отражено в сообщении ЕК от 15 декабря. Пожалуй, самый авангардный момент здесь то, что Еврокомиссия хочет запретить долгосрочные контракты на поставки газа после 2049 года. ЕК совсем не желает признавать ошибочность своей энергетической стратегии. Кроме того, предложено создать механизм, в рамках которого страны Евросоюза смогут совершать совместные добровольные закупки природного газа для наполнения хранилищ.
Запретительная инициатива ЕК противоречит позиции «Газпрома», который, напротив, выступает за расширение практики долгосрочных газовых контрактов с ЕС, которые полезны контрагентам. Они дают ему гарантии поставок по более предсказуемым ценам и позволяют верней планировать добычу. Формульная привязка контрактных цен на газ к стоимости нефтяной корзины страхует от конъюнктурных шоков на рынке вроде бурного роста цен на газ на споте в текущем осенне-зимнем сезоне.
Еврокомиссия же рассчитывает, что ее «новации» помогут европейским странам «более эффективно реагировать» на газовые кризисы. Что, конечно, выглядит странно. Тем временем европейское ралли цен на энергоносители продолжается, что разгоняет инфляцию в странах Старого Света, тормозит экономический рост, «стимулирует» в регионе социальную напряженность.