Джоанна Росс, журналистка, Шотландия
Вот уже 7 лет продолжается конфликт на востоке Украины, начавшийся с поддерживаемого Западом националистического переворота в 2014 году. За это время погибли десятки тысяч людей, миллионы украинцев вынуждены были покинуть свои дома, а Россия приняла более 400 000 беженцев. Однако сейчас появились признаки того, что конфликт подходит к концу, поскольку Украина отказывается выполнять обязательства по Минским соглашениям и наращивает военную активность в регионе при поддержке США и Великобритании, чей обучающийся на Украине личный состав, по данным России, составляет до 10 000 человек.
Россия, со своей стороны, выбрала именно этот момент, чтобы потребовать от Запада гарантий безопасности, и 17 декабря обнародовала ряд требований к США с союзниками. Аналитики задаются вопросом о том, почему Путин решил действовать именно так именно сейчас, и придают этому факту большое значение. Россия не только занимает сильную в военном плане позицию благодаря разработке гиперзвуковой ракеты "Циркон" и другого высокотехнологичного оружия (не все при этом придается огласке), но и обладает ключевым преимуществом основного поставщика газа в Европу, что дает ей значительные политические рычаги влияния.
При этом Россия вряд ли ожидает выполнения Америкой хоть какого-то из требований, как отмечает российский журналист Федор Лукьянов. Тем не менее это последняя отчаянная попытка российской администрации установить мир, прежде чем Путин запустит план действий, который может включать противодействие нарастающей агрессии Украины против этнических русских в Донбассе в начале следующего года. Президент, очевидно, находится на пределе сил в отношениях с Западом; после многих лет лицемерного и двуличного поведения западных "партнеров" доверие теперь полностью утрачено.
Также пришло время России и Украине принять некоторые реалии, какими бы неприятными они ни были. Cейчас ситуацию на Украине в значительной степени контролируют США, "приемная мать", и в течение некоторого времени ситуация, вероятно, меняться не будет. Америка проделала весьма эффективную работу по разжиганию в стране антироссийских настроений, воспитав в ненависти к России целое поколение молодежи.
В равной степени и Украине пора признать, что она навсегда потеряла часть территорий. По большей части ЛДНР находятся в сфере влияния России, и пути назад под контроль Киева для них нет. Также Киев должен признать Крым российским и перестать лелеять несбыточную мечту о его возвращении Украине, несмотря на все, что имеет по этому поводу сказать "международное сообщество".
Поэтому вполне вероятно, что, если требования Путина в области безопасности не будут выполнены, Россия может принять ряд мер, которые изложил аналитик Патрик Армстронг. Очевидно, что главным шагом будет обезопасить ЛНР и ДНР и включить их в состав России, но Путин может также пойти на дальнейшие защитные меры против НАТО, такие как размещение ядерного оружия в Белоруссии, на что уже намекал президент Лукашенко. Это, несомненно, вызовет ответные меры со стороны Запада, хотя западные политики посылают неоднозначные сигналы о степени возможного вмешательства в войну с Россией. Большинство аналитиков истолковали предупреждение президента США Джо Байдена о санкциях в отношении России во время его последней встречи с Путиным как нечто исключающее войну, но надо понимать, что говорил он от лица США, не НАТО. Ранее в этом месяце госсекретарь США Энтони Блинкен заявлял о "непоколебимой приверженности" НАТО территориальной целостности и независимости Украины. Остается выяснить, является ли это краснобайством или искренним выражением поддержки Украины.
С осторожностью следует относиться также и к комментариям министра обороны Великобритании Бена Уоллеса о том, что Великобритания "крайне маловероятно" направит войска на Украину. Во-первых, его комментарий не исключает военной поддержки другого рода, которую британцы оказывают в этот самый момент и к тому же противоречит ранее озвученным заявлениям г-на Уоллеса об использовании оборонных возможностей против России в случае вторжения на Украину.
Нынешняя позиция России действительно сильна, и вторжение повлечет, вероятнее всего, экономические санкции, а не военное вмешательство (как это произошло после возвращения Россией Крыма по итогам референдума 2014 года). Но мы не можем исключать возможность того, что Запад усилит поддержку Украине в случае необходимости; не открыто, так завуалированно. Ибо на словах они убеждают нас в одном, а на деле происходит совсем другое. Несколько дней назад министр обороны России Шойгу заявил о присутствии на востоке Украины более 120 сотрудников американских ЧВК, где они работают в сотрудничестве с украинскими спецназовцами. Сообщалось, что недавно в донбасские Авдеевку и Красный Лиман были доставлены контейнеры с "неустановленными химическими компонентами" для организации провокаций. С такой "помощью", оказываемой украинским силам, вообще неважно - входит страна в НАТО или нет.
Если Запад действительно не намерен воевать с Россией от имени Украины, ему необходимо спросить себя, почему в течение последних нескольких лет он поддерживал последнюю только лишь с тем, чтобы в итоге подвести. Воинственная риторика Зеленского и усилившиеся военные провокации вдоль линии фронта говорят о несоответствии уверенности возможностям. Принято считать, что начни Россия операцию в Донбассе, Украина мало что сможет сделать для прекращения агрессии. Похоже, Зеленский на собственном горьком опыте должен усвоить последствия доверия западным "обещаниям". Ну а Путин в этом вопросе уже давно поднаторел.